Рожденные ветром Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов
25 мая 2017 - 27 августа 2017
6+
Выставка «Рожденные ветром Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов» в музее Эрарта является продолжением проекта, организованного Фондом Гейдара Алиева (Баку) и Фондом Марджани.
Первая выставка под названием «Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов» была с успехом проведена в 2016 году в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу. В музее современного искусства «Эрарта» будут показаны живописные произведения семи художников: Ашрафа Мурада, Джавада Мирджавадова, Камала Ахмеда, Расима Бабаева, Тофика Джавадова, Тогрула Нариманбекова, Геюра Юнуса, а также графика и скульптура Фазиля Наджафова.
Апшеронский полуостров находится на западном побережье Каспийского моря. Это геологическое продолжение Большого Кавказского хребта. Здесь господствует насыщенный солнечным теплом ветер, он разносит повсюду терпкий аромат моря и нефти. Множество стихий соединилось на Апшероне в единое целое, даруя этому уголку земли и его жителям мощную витальность и яркий темперамент. Апшеронская земля породила немало талантливых и самобытных художников. Произведения наиболее ярких мастеров, работавших в 1960–1980-е годы, отражают основные тенденции времени и представляют разные грани азербайджанской национальной художественной школы.
В 1960-1980-х годах формируется и активно развивается сообщество художников, получившее название «апшеронская школа». Творчество представителей сообщества – Джавада Мирджавадова, Расима Бабаева, Тофика Джавадова, Ашрафа Мурада, Камала Ахмеда, Фазиля Наджафова не вписывалось в официальные рамки, однако их творчество выдержало испытание временем и сейчас представляется ярким воплощением азербайджанского искусства того периода.
В 1960–1980-е годы творческий подъем происходит в творчестве живописца Тогрула Нариманбекова, в то же время постепенно обретает свой почерк художник Геюр Юнус.
Творчество азербайджанских мастеров 1960–1980-х годов – явление уникальное по цельности и одновременно мультикультурное в своих истоках. Каждый из них индивидуально воспринимал и перерабатывал национальные традиции – фольклорные и мифологические сюжеты, искусство миниатюры, орнаменты ковров. В то же время в работах художников можно найти отголоски мексиканского искусства, африканской пластики, художественные традиции доколумбовой Америки, Индии, Центральной Азии, искусства ХХ века Европы и Америки. Несмотря на столь широкую географию интересов произведения апшеронских художников узнаваемы и вписаны в национальный контекст благодаря излюбленной системе образов, ярким метафорам, колористической гамме, пластике и многим другим особенностям, которые характеризуют целое направление в искусстве.
Участники выставки
Камал Ахмед (1940-1994)
Композиция. 1988
Оргалит, масло. 150х200
Азербайджанский национальный музей искусств. Баку
В работах Камала Ахмеда преобладает напряженный драматический колорит, построенный на ярких контрастах с погружением в затягивающую глубину черного фона. Темы его творчества – страх одиночества и несовершенство жизни. Образы полотен Камала Ахмеда, как правило, символичны, нередко животные – волки, собаки–воплощают агрессивное начало, а простая керосиновая лампа символизирует силу света и добра, побеждающих беспросветную мглу и одиночество.
Расим Бабаев (1927-2007)
Мирза. 1974
Фанера, картон, масло. 98,5х200
Фонд Марджани. Москва
Свойственные Расиму Бабаеву мягкая ирония и усмешка по отношению к героям его полотен в «Мирзе» превращаются в жесткий гротеск и едкую сатиру. Старик – неопрятный, трусливый, с лицом, как у дива, – движимый бессмысленной злобой, дразнит собаку. Этот образ не кажется бытовым, он наводит на тяжелые мысли о глупой бессмысленности многого, что совершается в мире…
Тофик Джавадов (1925-1963)
Нефтяники. 1956
Холст, масло. 250х300
Музей современного искусства. Баку
«Нефтяники» – одно из самых известных и драматичных произведений Тофика Джавадова. Контрапункт мощных, почти скульптурных изображений нефтяников и цветовой стихии, которую с трудом удерживает каркас композиции, выражает эмоциональное состояние героев. Мужчины, которых увозит с вахты грузовик, молчаливы и сосредоточенны, в глазах иных видна безысходность. Но они способны бросить вызов и противостоять ветру и морской стихии.
Джавад Мирджавадов (1923-1992)
Свадьба. 1980-е
Холст, масло. 156х264
Галерея «Нар». Баку
Фантастические образы Мирджавада – это метафорическое воплощение реальности, знакомой художнику с детства. Свадьба – шумная многолюдная праздничная процессия – в восприятии художника насыщается гипертрофированными эмоциями и даже агрессией. Женщины в золотых украшениях, непременно сопровождающая праздник стрельба из ружей, ослик с огромным тюком приданого невесты на спине – все эти образы, заполняющие собой пространство холста, являются частью многовековой традиции, в которой все роли давно распределены, а человеческие типы столетиями сохраняют неизменность.
Ашраф Мурад (1925-1979)
Голосование. 1971
Холст, масло. 133х153
Музей современного искусства. Баку
Ашраф Мурад в «Голосовании» создал выразительный образ жестокой и бездушной тирании. Вооруженный солдат неусыпно наблюдает за каждым движением граждан на избирательном участке. Фронтальная лишенная перспективы композиция приобретает объемность и пространственную глубину благодаря плотному цвету, гипнотически затягивающему в иную реальность. Персонажи уподобляются фантомам, живущим в жуткой отталкивающей среде. «Магический реализм» Ашрафа напоминает «Процесс» Ф. Кафки, в котором человеку не удается выбраться из лабиринта абсурдных и беспощадных проявлений системы.
Тогрул Нариманбеков (1930-2013)
Натюрморт. 1980-е
Холст, масло. 243х243
Музей современного искусства. Баку
Обратившись в начале 1960-х годов к изобразительному фольклору, Тогрул Нариманбеков открыл для себя не только новые выразительные средства – яркий праздничный цвет, осязаемую фактурность полотен, передающую все многообразие предметного мира, подчеркнутую простоту и выразительность объемов. Особенности традиционного азербайджанского искусства соединились со свойственными художнику прихотливым воображением и эмоциональным напором, наполняющим его картины неиссякаемой жизнеутверждающей силой.
Геюр Юнус (р. 1948)
Бакинцы. 1989
Холст, масло. 110х100
Фонд Марджани. Москва
В композиции «Бакинцы» надписи арабскими буквами в двух клеймах в верхнем ярусе картины (справа «Баку», слева «Азербайджан») соседствуют с изображением рыбы в центре, которая воплощает одновременно образ Каспия и христианский символ Спасителя. Электрическая лампочка и разноцветные провода символизируют современный мир. Цветок – это мак и в то же время волшебный «каменный цветок». Его бутоны формой и цветом напоминают лампы. Художник словно предостерегает: «лампочка Ильича» и опиумный мак приносят одинаково опасные иллюзии, ведь мечтам бакинцев 1920-х годов, их вере в лучшее будущее не дано осуществиться.
Фазиль Наджафов (р. 1935)
Утро. 1982
Известняк. 190х84х93
Собственность автора
В небольшом дворе бакинской мастерской Фазиля Наджафова стоят каменные скульптуры. Они особенно хорошо чувствуют себя на открытом воздухе. Работы Фазиля монолитны и цельны, напоминая глыбы, над которыми веками работали ветер и песок. Одна из них, «Утро» – двухметровая обнаженная женская фигура, – оживает в лучах восходящего солнца, как мудрое, непостижимое, вневременное порождение природы. На ее лице, в больших выпуклых глазах без зрачков не отражается суета мира.
|