В Творческом кластере АРТМУЗА с 25 мая стартует персональная выставка Андрея Сикорского "Голос Мусорного Моря".
Проект задает особые правила игры для умного и внимательного зрителя. Многоканальная экспозиция (маски, ассамбляжи, скульптуры, инсталляции, видео-арт и т.п.) рассчитана на полифоническое восприятие той фантазийной реальности, что рождается на прибрежной полосе из противоборства мировых стихий. Обработанные морем продукты цивилизации, становящиеся у Сикорского телами большинства экспонатов – это стихии Земли и Воды, союз природы и культуры, прошлого и настоящего. Призванный к творческой миссии промышленный мусор, хорошо руинированные временем артефакты получают в итоге обработку стихиями Воздуха и Огня – в мастерской художника. Эти брачно-разводные игры стихий в прибрежной полосе жизни и смерти можно расслышать в звуках мусорного ветра, но… Но есть тема и более важная для Андрея Сикорского, работающего всегда не столько с повседневным материалом, сколько с материей воображения.
Рассказывают, что великий и ужасный Жак Лакан озадачился однажды на рыбалке видом мерцающей на дне консервной банки: дескать, мы смотрим на эту банку, но видит ли нас она? В творческой методологии автора выставки это уже не вопрос, а утверждение: вещи нас видят, вещи передают нам свою скрытую внутреннюю жизнь, вещи вещают. По признанию самого художника, для него особое значение имеет совет Леонардо «искать сюжеты в пятнах плесени». Но Сикорский идет и дальше: в духе гуссерлевского требования «Назад, к самим вещам!», он предоставляет вещам слово, вслушивается в их интимный голос. Принципиально здесь не приписывать объектам субъектово, но всматриваться в индивидуальность каждой конкретной вещи. И вот уже лопнувшее и расплющенное ведро обретает и расправляет «крылья», ребристая поверхность старинной стиральной доски становится «морем», рыба превращается в шамана, а «настоящий» шаман – в птицу…
Если бы автор выставки просто навязывал вещам искусственную антропоморфность, мы получили бы только фантастическую этнографию или зоологию – предсказуемый набор стилистически похожих предметов и образов. Но в экспозиции, к счастью, вещи не причесаны, не классифицированы, как в скучном атласе, не мумифицированы. Известно, что у Сикорского некоторые вещи раскрываются и переделываются месяцами и годами – пока голос их не станет отчетливее, а индивидуальность резче. Еще чаще вещи пребывают в мастерской в перинатальном или добиографическом существовании – в ожидании настоящего рождения.
Сегодня в условиях стремительной виртуализации человеческой жизни, когда контакт с живыми вещами и ручная работа кажутся почти невозможными, такой эстетический материализм, как у Андрея Сикорского – это не просто стимпанковский эскапизм, ограниченно модный реди-мейд или жест культурной ностальгии. Это голос настоящего вещного искусства, различимый в порывах тех исторических ветров, что превращают сегодняшние ценности в мусор, а мусор – в действительную ценность.
Вячеслав Корнев, доктор философских наук, арт-критик
Выставка работает с 25 мая по 27 июня 2017г.
Вернисаж выставки состоится 25 мая в 19:00
Вход свободный!
25 мая - 27 июня 2017,
Творческий кластер «АРТМУЗА»
Галерея «Ц», 1 этаж
Санкт-Петербург, Васильевский остров, 13 линия, дом 70-72.
|