Хип-хоп в России всегда был, скажем так, в загоне – хотя бы потому, что выбор его немного (хм…) ограничен. В США, понятное дело, человек, который терпеть не может ганста-рэп, спокойно пойдёт на «The Roots» или Талиба Квели. А если ему не особо нужны музыкальные изыски, зато душа требует драматичных историй о том, как brotha T-Will выручает свой hood, устроив drive-by по Ramirez gang in da Saut’Bronx, - тогда самое время купить билеты на концерт, скажем, Снуп Догга.
То бишь в США последовательно претворяется в жизнь принцип «Не хочешь есть капусту? Тогда ешь картошку». Благо, ассортимент позволяет: качественного (именно качественного, это очень важный нюанс) рэп-контента на полки местных музыкальных магазинов выложено столько, что разными дисками можно раз пятнадцать опоясать по экватору не то что Землю, а даже, наверное, Юпитер.
У нас с этим дело обстоит не то что похуже, а, будем говорить откровенно, - удручающе. То есть, казалось бы, если смотреть на количество названий в сэйл-листах музыкальных магазинов – картина вроде бы вырисовывается благостная. Групп много, альбомов тоже – живи и радуйся. Однако же, если начать во всём этом всерьёз копаться, можно схлопотать сердечный спазм: качество у половины этих групп такое, что вышеупомянутый браза Ти-Уилл, наверное, лучше б пошел мириться с бандой Рамиреса, нежели ещё раз послушал бы хоть одну из их песен.
Хип-хоп-культура у нас как таковая всё же не зародилась – по понятным причинам. И такие исполнители, как умный и тонкий Дельфин, разноплановые «Bad Balance», пародийный «Кровосток» или диковато-хтоничные «Ночные псы» - это скорей исключения, выросшие на почве, которую никак не назовёшь плодородной. Именно поэтому каждый качественный рэп-коллектив в России ценится на вес золота, и его записи обязательно будут в треклисте среднестатистического баскетболиста-любителя, выходящего на утреннюю пробежку.
И одна из таких (качественных) рэп-команд – это ростовская группа «Каста», над которой уже больше десяти лет гордо реет боевое знамя флагмана отечественного хип-хопа. При этом «пацан к успеху шёл» долго и трудно, без красных ковровых дорожек и легиона щедрых продюсеров, готовых издавать «талантливых молодых исполнителей™». На относительно широкую сцену «Каста» выбралась на стыке тысячелетий – то есть в эру безраздельного владычества «Bad B. Альянса» и его составляющих, ШеFFф, Лигалайза, Михея, да даже Децла. Всё они (и даже Децл) были на нашей рэп-сцене звёздами первостатейными, рэп-артиллерией главного калибра. Неудивительно, что они (а ещё Дельфин) в ту пору перетягивали одеяло внимания на себя – оттесняя каких-то там безвестных ростовских дебютантов в сторонку.
Однако же: прошло десять лет, и где тот «Bad B. Альянс»? Иных уж нет, а те далече. «Каста» же все эти годы последовательно и методично завоёвывала музыкальные горизонты, и вскоре молодых ростовских парней со странными никнеймами Влади, Шым, Хамиль и Змей стали всерьёз воспринимать даже те люди, кто отечественный хип-хоп вообще не приемлет. Во всяком случае, уважение (хотя уместнее сказать – респект) они заслужили. И респект это в середине двухтысячных стал постепенно переходить в настоящее признание – со стороны публики, музыкальных лейблов, телеканалов, фэнзинов и вполне официальной профильной прессы.
Что характерно для любого крупного рэпперского объединения (например, легендарного «Wu-Tang Clan», творчеством которого вдохновлялись ростовчане), нельзя с уверенность сказать, где кончается группа и начинаются сольные проекты её участников. Как в «Wu-Tang» Raekwon, RZA и Ghostface Killah были автономными боевыми единицами, совершенно самостоятельными и самодостаточными, - так и участники «Касты» очень свободно чувствуют себя вне группы.
Хотя уместно ли так говорить – «вне группы»? В любом случае, некая общность чувствуется. Даже когда тот или иной участник «Объединённой Касты» записывает сольник – в нём так или иначе принимают участие и другие «кастовики» (а всего в составе «группировки» ни много ни мало – больше двадцати человек!). Фактически все сайд-проекты членов «Касты» записываются в официальную дискографию формации – по крайней мере, сами Хамиль, Влади и прочие особо их не разграничивают. Они – каста, как бы то ни было, и каста далеко не из низших. А на питерском концерте в клубе "А2" группа обещает дать такого жару, что восхищённое "Парни, да это и правда русский Ву-Танг!" уж точно не покажется преувеличением.
25 мая, 20:00
Клуб "А2"
просп. Медиков, 3, ст. м. Петроградская
(812) 309-99-22
|