Тематика проектов Владимира Зенина всегда отличается острой актуальностью; художник не боится рассматривать спорные вопросы истории и современности. Так, серия работ об искусстве Пальмиры была создана в самый разгар российской операции в Сирии, а выставка цикла «Новомученики земли Русской» приурочена к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. При этом сам автор настаивает, что равно далёк от политических и религиозных споров, и любая тема для него представляет интерес в первую очередь с точки зрения создания художественного образа.
В работах Зенина нельзя искать ни откровенной пропаганды, ни исторической и этнографической точности. Все его произведения – это художественная игра, творческий взгляд на явления реальности. В серии графических работ, представленной на выставке, изображены новомученики и исповедники Русской Православной Церкви – церковные деятели, погибшие или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Сбором данных о репрессиях духовенства занималась Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), и после долгой подготовки, 1 ноября 1981 года, совершила прославление Собора новомучеников. Канонизация новомучеников и исповедников состоялась в преддверии 1000-летия крещения великого князя Владимира и Киевской Руси.
В своих графических работах Владимир Зенин отражает события трагической и противоречивой эпохи. Однако художник не ставит перед собой задачи изобразить реальное действие, конкретные сцены расстрелов и гонений. Владимиру ближе позиция обдумывания, созерцания и рассказывания несколько отвлеченных философских притч. Зенин – мастер ярко выраженного декоративного мышления. Ему близок визуальный язык древнерусского искусства: традиции иконописи, фрески, религиозного лубка. Тем не менее, несмотря на общность визуального языка его произведений с памятниками религиозного искусства, Владимир позиционирует себя как светского художника, а не церковного.
В процессе создания картин о «новомучениках» Зенину интересны новые возможности иконографии: красноармейцы с винтовками, реалии русской природы и архитектуры начала ХХ столетия. Интересно, что выставка работ Владимира Зенина соседствует с экспозицией агитфарфора. Само по себе соседство аннулирует любые враждебные выпады против той или иной стороны и воплощает позицию современного просвещенного мира: стремиться отразить объективную картину истории и представить в равной степени все точки зрения на событие. В том числе и с точки зрения художественного образа.
Коншакова Александра Георгиевна, аспирант СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина
вторник-пятница: 10.00-20.00
суббота-воскресенье: 11.00-18.00
понедельник – выходной
Выставочный зал ЦБС Московского р-на
Санкт-Петербург, пл. Чернышевского, 6
(812) 242-35-77
|