Октябрьские события 1917 года изменили не только политический строй России, но и мир в целом. Новая идеология, насаждаемая большевиками, разоблачала рабское прошлое, оправдывала жесткое настоящее и агитировала за светлое будущее. Большую роль в такой пропаганде сыграли искусство и культура, в том числе и агитационный фарфор, созданный на старейшем фарфоровом заводе в Петрограде. Сегодня этот феномен – создание «пролетарского стиля» - уже признан уникальным явлением и занял достойное место в мировом искусстве. Его авторами были такие известные художники, как С. В. Чехонин, П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман, А. В. Щекотихина-Потоцкая, К. С. Малевич, Н. А. Суетин. И именно с их лёгкой руки вместо традиционной «цветочной» росписи на изделиях появились портреты народных вождей, новая символика молодой Советской Республики: пятиконечная звезда, серп и молот, а также революционные лозунги и призывы: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Земля трудящимся!", "Кто не с нами, тот против нас", "Мы превратим весь мир в цветущий сад" и другие.
К 100-летию Октябрьской революции Императорский фарфоровый завод воссоздал фарфоровые изделия по музейным образцам Государственного Эрмитажа, назвав серию «Время вперед». В заводской Галерее современного искусства эта серия уже была показана, и теперь будет демонстрироваться на нашей выставочной площадке.
Кроме фарфора, к юбилею Октябрьской революции выставочный зал подготовил еще одну выставку «17 год. Перезагрузка», в которой приняли участие художники разных поколений и направлений, творчески переосмыслившие октябрьские события 1917 года. Так, картины Анатолия Васильева, одного из самых заслуженных участников выставки, и Виктора Татаренко посвящены преддверию Октября – Февральской революции и забастовочному движению. Философская интерпретация «главного символа» революции – крейсера «Аврора», утюжащего петроградские просторы, создана графиком Евгением Блюмкиным. «Авроре», стоящей в Кронштадтском доке на ремонте и отражающей очередную веху истории легендарного крейсера, посвящена работа Анатолия Анненкова. Другой корабль тех дней - броненосец «Двенадцать апостолов» вдохновил историей и боевыми заслугами Вадима Курова. Отдавая дань памяти участникам революционных событий, В. Куров в двойном портрете «Довоенная готика» изобразил своего деда, а Асия Малина-Лаптева написала пастельные портреты своих прадедов.
Живописец Вадим Хохлов создал «Портрет гимназиста Ф. Дзержинского, залитого краской», предлагая зрителю самому решить, кто он: безжалостный палач или бесстрашный выдающийся революционер. Тема непростых размышлений об оправдании одних и осуждении других просматривается в триптихе Веры Ильиной «Облики лихолетья». В виде сказочного повествования представлены книжные иллюстрации Елизаветы Васениной-Прохоровой к былине сказителя П. И. Рябинина-Андреева «Про Тойво Антикайнена». Легко, озорно и, как всегда, изысканно выполнена работа Александра Кобяка «Комиссар (Барышня)», смело и раскрепощенно - «Матрос» Евгения Бижганова. Лев Дутов в графических композициях «Деревенская Правда» и «Правда в магазине» поиграл с одноименным названием газеты, а Дмитрий Федин изобразил архангелогородский памятник Ленина со спины, назвав работу «Закат». Галина Калинина выткала изумительный гобелен по мотивам картины Игоря Горбачева «Декреты Советской власти», а Федор Ковалов создал в стиле поп-арт портрет В. И. Ленина - «Трагический идол». Фотографическую серию ноябрьских демонстраций советского и перестроечного периодов подготовил Александр Рощин, а Дзовинар Бекарян показала, как украшались к таким праздникам ленинградские трамваи 60-х годов. Эти и другие работы художников позволили создать изобразительную интерпретацию прошлого нашей страны, охватив дореволюционный период и октябрьские события, первые дни Советской власти и жизнь в СССР.
Надеемся, что представленная художественная экспозиция современных художников органично впишется в череду городских мероприятий, посвященных 100-летию Октябрьской революции, и не оставит равнодушными ее посетителей.
Гаврина Татьяна, заведующая библиотекой с выставочным залом
вторник-пятница: 10.00-20.00
суббота-воскресенье: 11.00-18.00
понедельник – выходной
Выставочный зал ЦБС Московского р-на
Санкт-Петербург, пл. Чернышевского, 6
(812) 242-35-77
|