Восьмидесятые годы породили много замечательных, а то и выдающихся отечественных рок-групп – счёт идёт на пару десятков названий, и это только самых известных. Но групп формата «Depeche Mode» или «U2» родилось в это время всего три, а теперь, если вынести за скобки «Кино», их и вовсе осталось две – «ДДТ» и «Алиса».
Сразу поясним, что НЕ имеются в виду две вещи. Во-первых, мы говорим не про стиль – понятно, что русский рок даже отдалённо не напоминает стилистически синти-поп тех же «Депешей». Во-вторых, это не значит, что все остальные группы плохи и сильно уступают двум вышеназванным. Ещё раз: мы ведём речь именно про формат стадионных монстров, групп, для выступлений которых мало даже самого большого клуба. Им требуются площадки покрупней, способные вместить этак пару мотострелковых дивизий. Это их стихия: не камерное пространство маленьких залов, как у «АукцЫона», но огромное поле, где зрители в последних рядах даже и сцену-то увидеть не смогут — слишком она далеко.
В этом плане «Алиса» даже более показательна, чем «ДДТ»: её поклонники, «алисоманы», – это самая натуральная армия с чётким самоназванием, самоидентификацией и очень мощной сплочённостью. По каким-то неявным признакам (наверное, по тайной системе рукопожатий) алисоман всегда распознает другого алисомана — даже если один одет в футболку с надписью «Beastie Boys», второй – в балахон «Короля и Шута», а встретили они друг друга на концерте Ивана Дорна.
Естественно, когда «Алиса» только начинала свой триумфальный путь к вершинам отечественной рок-музыки, никто и представить не мог, что скромная ленинградская группа станет основой одного из самых заметных феноменов русского рока. Строго говоря, сначала даже и предпосылок особых к этому не было. Просто из двух распавшихся групп с очень типичными восьмидесятническими названиями «Хрустальный шар» и (бр-р-р-р!) «Демокритов колодец» в 1983-м году была создана одна, и тоже весьма типичная.
Можно было, конечно, сказать, что в новой группе были собраны «сливки» – но и те две команды были довольно заурядными, и «Алисе» в принципе грозило стать такой же ничем не примечательной группой. Конечно, музыканты старались, и даже записали альбом «Кривозеркалье» (в официальную дискографию он, кстати, не включён – да и понятно, почему), но всё это было не то. В принципе, было бы вообще очень странно, если б успеха добилась группа, которая даже не очень понимала, в каком стиле ей играть – по поводу музыкальной концепции у членов «Алисы» были очень серьёзные разногласия, которые усугублялись ещё и напряжёнными отношениями между некоторыми участниками группы.
«Алиса» дала несколько концертов – умеренно успешных; и хотя никаких предпосылок к будущему культу не было видно, но всё же это был довольно крепкий рок-н-ролл с некой перспективой. Не хватало чего-то очень яркого, что может превратить серую группу с качественным звуком в нечто по-настоящему масштабное, а то и великое. Но не прошло и года с момента основания «Алисы», как это «что-то очень яркое» нашлось – и буквально затмило своим светом всё вокруг.
Этим «чем-то» был молодой музыкант Константин Кинчев, только что переехавший из родной Москвы в Ленинград и уже к тому времени успевший поиграть в парочке малоизвестных коллективов. Особых успехов он в Москве не добился и решил попробовать свои силы в другой столице. В 1984-м Кинчев поучаствовал в записи своего первого альбома «Нервная ночь»: собственной группы у него, конечно, не было, поэтому он собрал для записи музыкантов из нескольких ленинградских рок-команд. В их числе был основатель «Алисы» Святослав Задерий, игравший на басу.
Сам Задерий, которому пришлось петь на первом альбоме «Алисы», понимал, что это не совсем его роль — а в лице Кинчева трудно было не разглядеть идеальную кандидатуру на роль вокалиста. Он и разглядел, пригласив Константина поучаствовать в записи новых песен группы. Кинчев согласился — конечно, ещё не представляя тогда, что судьба свяжет его с ленинградской группой на следующие три десятка лет.
Хотелось бы сказать в стиле Хэмфри Богарта: «Луи, я думаю, что это начало прекрасной дружбы», но увы — дружбы между Задерием и Кинчевым в конечном итоге не получилось. Слишком велика была харизма и энергетика нового участника группы – так уж вышло, что вскоре «Алиса» стала ассоциироваться исключительно со своим неистовым фронтмэном. Начались разногласия касательно дальнейшего пути группы, и тут Задерий поступил мудро – он покинул команду, здраво рассудив, что именно Кинчев сможет вывести «Алису» в космос. Может, его мотивы были и другими, но это сейчас уже не особо важно — история уже написана.
С тех пор на протяжении тридцати лет «Алиса» продолжает разгораться всё ярче и ярче – более влиятельных и важных групп в русском роке, пожалуй, и не найти. Есть, конечно, «Машина времени» и «Аквариум» – боги и титаны, но «Алису» уже вполне можно рассматривать как полноценного участника этого пантеона. Ведомая своим электрическим вокалистом, питерская группа ещё не сказала своего последнего слова — да и не скажет ещё очень долго: попробуйте-ка обуздать эту бьющую через край энергию! «Отсюда — в вечность».
26 апреля, 19:00
Спортивное сооружение Юбилейный
просп. Добролюбова, 18 (м. Спортивная)
(812) 702-36-22, 498-60-33
|