Это, в общем-то, частая история (и оттого вдвойне грустная): когда отличнейшего исполнителя или группу знают преимущественно по одному хиту, далеко не самому крутому, но, во всяком случае, запавшему в память очень крепко.
Сразу надо оговориться, что здесь не имеются в виду реальные группы-однодневки, которые когда-то спели один супершлягер, сорвали банк, а теперь уже двадцать лет поют эту песню на новогодних ретродискотеках. Более уместный пример – великая без всяких скидок рок-группа «Мегаполис», которую у нас преимущественно знают как исполнителей дурашливой безделушки про Карл-Маркс-штадт, хотя уже одним альбомом «Супертанго» москвичи застолбили себе место в пантеоне русского рока на ближайшие лет этак триста. Кстати, ещё можно вспомнить Машу Макарову из группы «Маша и медведи», которую «вывел в свет» именно Олег Нестеров из «Мегаполиса» – пустяковая песенка на стихи Агнии Барто совершенно заслонила глубокое и мощное творчество Макаровой, да так, что многие на полном серьёзе спрашивают – «А разве она ещё что-то пела?».
Конечно, у большинства исполнителей есть свой главный, программный хит, спев который они могли бы уже больше ничего и не петь: как «Дорога» у «АукцЫона». Но дело-то в том, что у «АукцЫона» помимо «Дороги» есть ещё «Самолёт», «Заведующий всем», «Птица» и ещё несколько десятков песен, которые заслуживают золотых медалей ничуть не меньше. А вот если из всего огромного и необъятного творческого багажа «АукцЫона» знать одну «Дорогу» – ну, это вовсе никуда не годится.
Примерно такая же история в своё время чуть не произошла с блестящим российским панк-музыкантом Найком Борзовым, которого широкие народные массы в качестве панк-музыканта как раз совершенно не воспринимали. А виной всему – записанная Борзовым некогда песня «Лошадка», которая, при всей своей неимоверной популярности, едва не сделала Найка певцом одного хита. Хотя уж кто-кто, а Борзов такой участи совершенно не заслуживал. Но начнём, как принято у всех, кроме писателей-постмодернистов, с начала.
Музыкой Борзов начал заниматься ещё, так сказать, в отрочестве – когда он собрал свою первую группу под названием «Инфекция», парню было всего-то четырнадцать лет. Нужно заметить, что это была именно нормальная полноценная группа, которая давала концерты (чаще имевшие продолжение в виде массового мордобития) и записывала альбомы (невыносимо кустарным способом, но записывала).
С чисто музыкальной точки зрения это был дистиллированный подростковый панк с соответствующим содержанием – скажем, если огласить в приличном обществе треклист дебютного альбома группы, гм, «Онанизм», то можно из этого приличного общества вылететь со скоростью ракеты, и это ещё хорошо, если не побьют. То же самое можно сказать про один из самых известных проектов Борзова, в котором ещё пела Марина Хлебникова (по этим хэштегам можно без труда узнать, о какой группе идёт речь — вот пусть она туда и идёт).
Таким образом «Инфекция» записала сначала несколько детских «магнитофонников», которым было очень далеко от попадания в список «Ста магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира. Полноценные альбомы, тот самый «Онанизм» и «Отверстие для пупка», были записаны уже в начале девяностых, после чего группа преставилась без особого шума. Борзов начал хулиганить в одиночку.
Впрочем, это было не последнее пришествие «Инфекции» – в 1996-м году Найк решил отметить десятилетие группы выпуском нового материала именно под «инфекционным» брендом. Это повлияло на его дальнейшую творческую судьбу гораздо больше, чем сам Борзов, наверное, мог тогда предположить — потому что именно в составе реинкарнированной группы и была впервые записана та самая «Лошадка», несколькими годами позже снёсшая крышу не одному зрителю каналу «MTV».
В следующем году Борзов записал альбом «Головоломка» – не первый, но самый громкий на тот момент. «Лошадка» вошла в широкую радиоротацию, точней, ворвалась туда галопом – запоминающийся расслабленный грув и провокационная лирика позволили песни взорвать чарты. На волне этого успеха альбом разлетелся внушительным тиражом, а сам Борзов стал первым клиентом лейбла «Снегири» – то есть попал в заботливые руки к тому самому Олегу Нестерову, который решил временно отойти от самостоятельного творчества и заняться продюсированием («временно» затянулось почти на полтора десятка лет, и за это время лидер «Мегаполиса» дал путёвку в жизнь нескольким крайне интересным исполнителям; безусловно, и Борзов в их числе).
Чуть ли не самый известный альбом Найка, «Супермен», был первым, выпущенным под патронажем Нестерова, – и сразу же сделал Борзова одним из самых известных рок-музыкантов начала нового века. Большой вклад в это внёс и канал «MTV-Россия» – клипы на песни «Три слова», «Верхом на звезде» и «Последняя песня» (а также незабвенная «Лошадка») вошли в золотой фонд отечественного клипмейкерства. Сам же Борзов этим альбомом вполне доказал всем, что уже давно перерос рамки «певца одного хита» и способен записывать песни, которые ничуть не уступают, а то и превосходят пресловутую «Лошадку». Это он с полным успехом доказывает и сейчас – участвуя в бешеном количестве сторонних проектов и записывая новые альбомы (последний, «Везде и нигде», вышел весной 2014-го).
26 июля, 20:00
Ресторан Биржа
Биржевой пер., 4 (м. Василеостровская)
(812) 925-88-06
|