Скандинавский металл – явление в своём роде феноменальное. Вполне понятна одержимость суровых северных конунгов тяжёлой музыкой с текстами про павших асуров и поединки богов из Старшей Эдды. Мало того – эти же конунги привили эту одержимость и остальному миру, сделав северный металл экспортным продуктом повышенной ликвидности. То есть вклад тяжёлой музыки в экономику и рост ВВП скандинавских стран – это примерно такая же основополагающая статья национального дохода, как туризм в Таиланде и рыболовство в Японии.
Это, конечно же, шутка, но, если говорить серьёзно, то в странах нордического полуострова тяжёлой музыке и впрямь уделяется очень много внимания. В первую очередь тут, конечно, стоит говорить о Финляндии, из которой вышло до 99,9% всех современных и доисторических метал-групп (когда вам говорят, что «Manowar», «Pantera» и «Ария» не финские группы – не верьте. На самом деле финские).
Но и западные соседи страны Суоми по полуострову особо не отстают – например, Швеция. Может, таким победительным количеством метал-групп на душу населения шведы похвастаться не могут – но ленинскому принципу «лучше меньше, да лучше» следуют неукоснительно. Скажем, «симфоник-метал» в стране играют немногие группы, но зато «Therion», например – одна из самых влиятельных групп в жанре, его основоположники. А кто из фанатов дэт-метал не знает группы «Opeth»? Это примерно так же, как любить кантри и ни разу не слышать Джонни Кэша. А «Lake of tears»? «Pain»? «Sabaton»?
В общем, с рок-музыкой и особенно «металлическим» её подвидом в Швеции всё обстоит даже не просто благополучно, а безоблачно (если такое слово применимо к хмурой северной музыке) и на зависть многим. Ассортимент не сверхвысок, но зато каждая группа – это действительно группа, а не поющее недоразумение, меняющее стиль после записи каждой новой песни. Влияние шведских команд на жанровую музыку огромно – и в полной мере это относится к группе «Tiamat», которая внесла весомую лепту в развитие даже нескольких жанров – и дэт-метал, и дума, и готики.
Название «Тиамат», которое пелевинскому герою казалось «чем-то вроде истмата пополам с сопроматом», обозначает, как известно, породившую всё живое богиню Хаоса из шумеро-аккадской мифологии. Именно этим – хаосом – первые годы существования группы и характерны. Появилась она в самом конце 80-х, но не имела никакой стройной концепции, стиля («Направление? Какое направление?»), да что там – даже название было дискуссионным. Первое название группы было классической для металла провокацией – «Треблинка» в честь немецкого концлагеря времён Второй мировой. Впрочем, к счастью, основатели группы обладали достаточным вкусом, чтобы понять, что этот эпатаж выглядит довольно дёшево, и сменить имя на куда как более привлекательно звучащее «Tiamat»
Как и многие молодые группы (особенно это касается команд «тяжёлой» направленности), в начале карьеры «Tiamat» не особо заморачивались относительно качества музыки – главно было сыграть погромче и поагрессивней, и стиль дэт-метал для этого подходил как никакой другой. В общем-то неудивительно, что выбиться из унылого ряда однообразных металлических группешек с таким подходом было сложновато. Первый альбом, записанный металлистами, ждала судьба довольно плачевная – славы группа с его выходом не снискала, а вот критики он удостоился прямо-таки уничтожающей. Надо было срочно что-то менять – или распускать группу.
Но северные конунги не были бы конунгами, если бы так легко смирялись с превратностями судьбы. Уже на втором альбоме группа продемонстрировала очень серьёзные (если не сказать – радикальные) изменения в саунде, сменив грубое и, честно говоря, несколько туповатое звучание своих первых опытов на готические изыски. Следующая же пластинка группы показала, что «Tiamat» полностью отказались от своих «дэтовых» корней, уйдя в чистые дум- и готик-метал. Именно в этом амплуа к группе и пришла настоящая известность.
Век металлических групп зачастую бывает ярок, но недолго – специфика жанра (классическое «Liive fast, die young»). Однако к «Tiamat» это не относится – группа скоро отметит двадцатипятилетний юбилей, и грозных признаков распада вовсе не выказывает. Последний же на нынешний день альбом «The Scarred People» вообще вышел совсем недавно – в конце 2012-го года.
26 мая, 20:00
Концертный зал Аврора
Пироговская наб., 5/2, ст. м. Площадь Ленина
(812) 907-19-17
|