Так уж сложилось исторически, что наиболее прогрессивные и авангардные явления культуры у нас в стране не то чтобы не востребованы, а скорее попросту малоизвестны. Проблема эта – давно уже общее место. Некоторые печатные издания-культуртрегеры (и даже целый телеканал «Культура») гордо несут на своих плечах просветительскую миссию, но усилий их явно недостаточно в стране, измученной однообразными подобиями «голубых огоньков».
Причём такая (прямо скажем – удручающая) ситуация сложилась далеко не потому, что, дескать, «всё заполонила вездесущая эстрада». Возьмём, скажем, электронную музыку – уж на что прогрессивное направление! Однако попрыгать на танцполе – хорошо, а вот многие ли ценители жанра назовут таких хедлайнеров как «Coil» или, например, «Tangerine Dream»? Та же история с рэп-музыкой – таких умных и тонких исполнителей как Талиб Квели или Рутс Манува попросту не видать из-за частокола пещерных ребят с немудрящими текстами о разборках в Южном Централе.
С электронной музыкой как жанром всё вообще сложно. Очень трудно уйти от ортодоксальной мысли, что электроника – это бессмысленное примитивное «умца-умца» для рукомашества и дрыгоножества, то, что именуется полупрезрительным словом «клубнячок». Однако следует признать: простейшие клубные сеты с диджеем-самоучкой и брейкбитом в стиле «два притопа, три прихлопа» - это лишь часть айсберга, большая и хорошо видимая. Но самое ценное, как это часто бывает, – скрыто под водой.
Влияние электроники на современное жанровое разнообразие нельзя переоценить. Без ранних опытов первопроходцев-работников реверберации и терменвокса не существовало бы сейчас таких стилей, как краут-рок, трип-хоп, синти-поп, эмбиент. Возможно, не получили бы всемирную известность такие разные артисты как Брайан Ино, Жан-Мишель Жарр и, скажем, Aphex Twin. Наработки электронщиков-новаторов сейчас используются и в эстраде, и в рок-музыке, и в адаптации классической музыки на современный лад.
В России с электронными музыкантами всё в порядке настолько, что это даже выглядит как-то нетипично. Вообще, у русской электроники хорошая карма – учитывая, что один из важнейших инструментов ранних электронщиков, терменвокс, был изобретён выдающимся советским учёным Львом Терменом. Российская электронная когорта – это ряд блестящих исполнителей: «Ёлочные игрушки», «2H Company», «СБПЧ», «Otto Dix»…
Тем обиднее, что один из самых ярких электронщиков России (а пожалуй, и самый яркий) значительно уступает многим своим коллегам по цеху в известности и «раскрученности». Тем же «Ёлочным игрушкам» в этом плане сильно помогла безбашенная коллаборация со Стасом Барецким – у Романа Литвинова, выступающего под псевдонимом Mujuice своего Барецкого пока что, к сожалению, не нашлось.
Впрочем, к сожалению ли? Сам Муджус едва ли так думает. Феноменально изобретательный вундеркинд, которого уже в его 22 года сравнивали с ведущими мировыми электронщиками, - человек достаточно закрытый и шумихи не любящий (это, впрочем, можно сказать про многих музыкантов, работающих в «электронном» направлении – начиная с великого интроверта Тома Йорка). Формат Муджуса – не стадионы, а скорее небольшие уютные клубы с негромкой IDM-музыкой (конечно, не Aphex Twin) и меланхоличными tehno-party.
Сам Муджус, впрочем, от ярлыка «techno» нерешительно отмежевывается. Оно и верно – где, как не в электронной музыке, стилевая принадлежность является столь условным понятием? Основной ярлык Литвинову наклеили уже лет семь-восемь назад – ярлык «главной надежды и будущего российской электронной сцены». И Муджус делает всё для того, чтобы этот аванс стал просто констатацией факта – причём делает, как кажется, не прилагая к тому никаких усилий.
Концертирует Роман Литвинов огорчительно мало – в общем-то, это один из самых «закрытых» музыкантов российского музыкального авангарда. Собственно, тем больший повод у вас будет посетить его концерт в «Зале Ожидания» - другой случай может представиться ещё нескоро.
26 января 2013, 20:00
клуб "Зал ожидания"
наб. Обводного канала, 118, ТРК «Варшавский экспресс», м. Балтийская, Фрунзенская
(812) 333-10-68
|