Участь гитариста в рок-группе, как правило, плачевна – вот в каком смысле: обыкновенно всё внимание и любовь публики «съедает» вокалист, почему и называется фронтмэном. Именно поэтому и говорят - «группа Вячеслава Бутусова» или, скажем, «группа Оззи Осборна». Хуже в этом плане только басисту (есть ещё ударник, но его обычно вспоминают только в одном редчайшем случае – если это Дэйв Грол; а так он в основном проходит по разряду органической драм-машины). Так что гитаристу в контексте рок-группы нужно быть фигурой калибра Джимми Пейджа или Тома Морелло, чтоб его вообще заметили.
А уж кто в здравом уме сможет поверить, что гитарист может быть не просто самостоятельной величиной, а даже самой настоящей суперзвездой? Как вы сказали? Сантана? А это разве не персонаж телесериала «Цветок страсти»? Ах, гитарист-виртуоз, один из самых авторитетных в мире? Ну ладно, но это исключение, подтверждающее правило. Что? Сатриани? Ди Меола? Мальмстин? Джими Хендрикс? КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ?!
То-то и оно, что это люди, которые изменили само представление о роли гитариста в современной музыке. Своим примером они доказали, и весьма убедительно, что действительно крутая и крышесносящая гитарная музыка вполне может существовать как нечто «сферическое в вакууме», не требующее даже простецкого песенного обрамления. Наверняка вас, когда вы слушали особо мощное гитарное соло, хоть раз да посещала мысль: да к чёрту песню, лучше б этот «соляк» был бы дольше раза в три! Так вот: вышеперечисленные гитаристы как раз это и делают – чистая гитарная магия, ловкость рук и медиатора, и никакого мошенства.
Одна из самых крупных фигур в этом могучем ряду виртуозов и обладателей девятого гитарного дана – это, безусловно, американский гитарист с колоритным именем Стивен Сиро Вай или просто Стив Вай. Впрочем, назвать его просто гитаристом — это всё равно что назвать героя Клинта Иствуда из «Долларовой трилогии» «неплохим стрелком». Вай, могущий одинаково блистательно отыграть на гитаре хоть «Каприз» Паганини, хоть «All Along the Watchtower» Дилана — это, конечно, тот самый гитарный ковбой, который бьёт без промаха в любой глаз на выбор с расстояния в километр, «Эль Мариачи» из фильмов Родригеса. Впрочем, Эль Мариачи носил в футляре всё-таки пулемёт — Вай же преспокойно обходится и своей гитарой.
Конечно, Вай далеко не всегда был гитарным богом и авторитетом. Это, казалось бы, не так уж странно: всем приходилось с чего-то начинать. Однако в случае с Ваем некий дополнительный драматизм в историю вносит вот какое обстоятельство: вундеркиндом, как его друг и коллега Джо Сатриани, он не был, и азы гитарной игры осваивал не самостоятельно.
Имя Сатриани здесь названо совсем не случайно — именно этот гениальный гитарист дал четырнадцатилетнему Стиви первые (и самые важные) уроки гитарной игры. Ситуация выглядит тем пикантней, что самому «сэнсэю» Сатриани на тот момент ещё не исполнилось и восемнадцати. Но вот Джо как раз был именно что вундеркинд – его талант и уровень мастерства позволял ему быть учителем у вполне взрослых дядек, уж не говоря о юном Вае.
Как бы то ни было, а учеником Вай оказался благодарным, причём не только в плане «впитывания» материала – позже, когда к Стиву пришла уже серьёзная известность, а Сатриани начал свою сольную карьеру не очень успешно, Вай во всеуслышание рассказал, кто научил его ТАК играть; после этого интерес к Сатриани заметно возрос, и вскоре он таки обрёл заслуженную славу.
Сам же Вай тем более не плошал — к середине восьмидесятых он уже был одним из самых известных и востребованных соло-гитаристов в мире (при том, что ему ещё не было и тридцати). К этому времени он уже успел поработать, например, с великим звуковым новатором Фрэнком Заппой, который славился своим перфекционизмом и тщательным выбором музыкантов – и который настолько впечатлился работой молодого Вая, что называл его «гитарным трюкачом» и «жонглёром». Немудрено — Вай открыл в себе поразительный талант к сложнейшим и многоэтажным гитарным импровизациям, что было вполне в стиле Заппы.
Трудно перечислить тех выдающихся музыкантов, с которыми Вай работал после «заппойного» периода (с Заппой он сотрудничал сравнительно недолго — около трёх лет): Джонни Роттен, Дэвид Ли Рот, Оззи Осборн, Элис Купер... В группе «Alkatrazz» он, что забавно, сменил на боевом посту Ингви Мальмстина – это было первое, но далеко не последнее пересечение великих мастеров. Выступал Вай и сольно, и в составе супергруппы вместе с Сатриани и басистом Билли Шихэном. Поклоннику гитарного звука нет нужды объяснять, что это за трио: это как если бы в армии Александра Македонского начальником штаба был Юлий Цезарь, конницей бы командовал Суворов, а пехотой — Наполеон.
Сейчас Стив Вай – музыкант в самом расцвете творческих сил, так отточивший свою технику и инструментарий, что, кажется, усыпи его — а руки сами, автоматически, выдадут один из тех головокружительных гитарных «сольников», которые его и прославили. А ведь Вай на концертах отнюдь не спит, а выкладывается на все сто. Подсунь ему тот самый футляр Эль Мариачи с пулемётом – сыграет и на пулемёте: ноблесс, как говорится, оближ.
27 апреля, 20:00
Концертный зал Аврора
Пироговская наб., 5/2 (м. Площадь Ленина)
(812) 907-19-17
|