Если говорить о самых нонконформистских группах постсоветского музыкального поля, то в первую очередь в голову приходят, конечно, вечные «протестанты» из группы Юрия Шевчука. Здесь, однако, есть и другая сторона – «ДДТ» играют на больно уж очевидных струнах. Было бы странно, если б они не собирали стадионы – учитывая, что в некоторых песнях они больше похожи на «Rage against the machine», чем сами «Rage against the machine», а непримиримость и нелюбовь к оппортунизму в нашей стране всегда ценились.
Группа Михаила Борзыкина «Телевизор» известна в гораздо меньшей степени, и к хедлайнерам русского рока её не отнесёшь. Хотелось бы сказать – «к сожалению», однако нет уверенности, что самому Борзыкину по душе стадионы с ревущими фанатами и майки с подписью «Телевизор» и портретом Че Гевары. Если та же «ДДТ» - это ощетинившийся пушками линкор, расталкивающий вражеские корабли просто своим корпусом, то «Телевизор» - небольшой, но сплочённый партизанский отряд, действующий вроде бы и на периферии, но с максимальной эффективностью.
Это тяжкое, но почётное бремя группа Михаила Борзыкина несёт уже без малого тридцать лет. Начиналось всё, как и у большинства питерских групп, с «Ленинградского рок-клуба», которому даже сложно подобрать эпитет – слова вроде «легендарный», «культовый», «знаковый» и прочие не отражают и сотой доли вклада этого объединения в отечественную музыку. Именно на втором фестивале рок-клуба (май 1984-го) группа получила первое настоящее признание – она стала одним из лауреатов фестиваля, а сам Борзыкин как автор текстов получил отдельную награду.
Популярность группы росла с каждым её участием в последующих рок-фестивалях, чему способствовали и весьма смелые тексты песен с «протестной» социально-политической направленностью. Однако это было палкой о двух концах – и второй конец этой палки порой колотил «Телевизор» пребольно: концерты запрещали, сами музыканты имели с властями нешуточные трения. С другой стороны, для такой группы как «Телевизор» это было именно той средой, в которой она могла проявить себя максимально полно. В конце концов, было бы даже странно, если б группа со столь мощной энергией протеста привечалась тогдашними функционерами от культуры.
После распада Союза «Телевизор» стал как будто и не нужен – власть рухнула, протестовать стало вроде бы и незачем. Группа распалась. Однако эйфория оказалась преждевременной – «светлой жизни для всех даром» на удивление не наступило, и, стало быть, «Телевизору» было рановато закапывать свои пулемёты в погребе. В 1992-м году Борзыкин собрал новый состав.
Сравнительно слабая известность группы, конечно, обусловливала некоторую текучку кадров – музыканты уходили в «Наутилус», «ДДТ», в сольное плаванье – и порою «Телевизор» становился группой одного человека, Михаила Борзыкина. Это, впрочем, послужило группе и добрую службу – Борзыкин стал в одиночку осваивать новейшие музыкальные технологии, придавая звучанию группы более актуальные, электронные нотки – в отличие от множества своих коллег, чья твёрдая приверженность к звучанию тридцатилетней давности граничит с закоснелостью.
27 декабря группа выступит в клубе «Зал ожидания» с большой программой, носящей жизнеутверждающее (как всегда у «Телевизора») название «Конца света не будет!». Помимо старых хитов, которых за тридцать лет у группы накопилось несколько десятков, в программе будет представлен и совершенно новый материал, записанный в уходящем году и ранее со сцены не исполнявшийся.
27 декабря 2012, 20:00
Клуб «Зал Ожидания»
Наб. Обводного канала, 118, ст.м. Балтийская, Фрунзенская
(812) 333 10 68
|