27 июня, в пятницу, с 11.00 до 14.00 в Санкт-Петербургском Доме музыки (наб. Мойки, 122) состоится открытый мастер-класс одного из известнейших флейтистов-виртуозов, профессора Парижской консерватории Венсана Люка.
Венсан Люка - талантливый интерпретатор музыки французских композиторов, солист-концертмейстер группы флейт в Оркестре Парижа.
Активными участниками мастер-класса станут студенты консерваторий из Петербурга и Калининграда. Приглашаются слушатели - педагоги, студенты и учащиеся музыкальных вузов и колледжей, музыкальных школ, а также все, кто интересуется секретами мастерства игры на флейте.
Мастер-классы известных музыкантов - часть проекта «Высшие исполнительские курсы», - государственной программы подготовки молодых российских музыкантов к международным конкурсам.
27 июня в 19.00 Венсан Люка поднимется на сцену Английского зала. Роскошные интерьеры великокняжеских гостиных наполнятся воздухом Парижа - маэстро познакомит гостей дворца с изысканными и оригинальными произведениями своих соотечественников.
Концерт откроется музыкой Клода Дебюсси - всемирно известными «Сиринкс» и «Послеполуденным отдыхом фавна» - живописными сюжетами о лесном полубоге Фавне, его любви к наяде Сиринкс, о названной в честь неё многоствольной флейте. Фантазия для скрипки и фортепиано «мастера очарований» Габриэля Форе своим темпераментом перенесёт слушателей на Юг Франции. Творчество Франсиса Пуленка представлено яркой и насыщенной Сонатой, посвящённой Жану-Полю Рампалю - учителю Венсана Люка, и меланхоличной миниатюрой «Флейтист на скале».
Румынские напевы и бурное танцевальное начало в «Кантабиле и Престо» румынского композитора Джордже Энеску, многие годы жившего в Париже, сменятся натиском драматичных сюжетов и порывистого темперамента Сонатины Анри Дютийе.
В дуэте с солистом Мариинского театра, лауреатом международных конкурсов Денисом Лупачевым гости вечера услышат интерлюдии Жака Ибера и инструментальные эскизы австрийского флейтиста-виртуоза Франца Допплера.
Аннотация
Крупнейший французский композитор–импрессионист Клод Дебюсси в своем творчестве нередко обращался к духовым инструментам для создания образов природы, используя их как в сочинениях для отдельных инструментов, так и в качестве солирующих в оркестровых и камерных ансамблях. Особую художественную задачу при этом выполнял тембр флейты, передающий звучание старинного инструмента в руках мифологических персонажей. Таковыми в наследии композитора стали эпизод в оркестровой прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» (1892, в 1912 году Вацлавом Нижинским на музыку прелюдии была поставлена хореографическая картина) и пьеса «Сиринкс» (1913). Фавн, в соответствии с римской мифологией, — лесной полубог, соответствующий Пану в древнегреческой мифологии. Он был влюблен в прекрасную наяду Сиринкс, она же, убегая от него, превратилась в тростинку. В поисках любимой лесной полубог сделал из нескольких тростинок многоствольную флейту (ее называют «флейтой Пана»), на которой исполнял печальные напевы любви. В обоих сочинениях — и в оркестровом, и для флейты–соло — композитор создает образ играющего Пана (Фавна), а необыкновенно выразительные, сумрачные и изысканные, богато орнаментированные мелодии способствуют рождению почти живописных ассоциаций.
Французский композитор Габриэль Форе завоевал известность как один из ярких представителей национального искусства, ученик К. Сен-Санса, директор Парижской консерватории, автор сочинений для многих инструментов, наполненных изяществом, особой красотой и богатством звучания. К. Дебюсси называл его «мастером очарований». Форе был тесно связан с салоном Полины Виардо, где познакомился в свое время со многими деятелями русского искусства, в 1909 году он приезжал с концертами в Россию. Среди многочисленных сочинений композитора – Фантазия для флейты и фортепиано, характерный образец инструментального сочинения Форе. В нем сочетаются мягкая французская лирика и юмористическое отношение к окружающей действительности, темперамент уроженца Юга Франции и доброта мудрого философа, радующегося миру и воспринимающего его таким, каков он есть
Франсис Пуленк, французский композитор, пианист, критик, был одним из ведущих музыкантов знаменитой французской “Шестерки”, автором многочисленных сочинений разных жанров. Созданная в 1956 году Соната для флейты и фортепиано (I. Allegro меlаncolico. II. Cantilena. III. Presto giocoso) предназначалась для флейтиста Ж.–П. Рампаля. Соната, сразу получившая известность, яркая и насыщенна по звучанию, сложная по технике и образному решению, до сих остается одной из самых исполняемых флейтовых сонат.
Пьеса для флейты-соло «Флейтист на скале» была создана Ф. Пуленком в 1942 году, но долгие десятилетия оставалась неопубликованной и практически неизвестной. Написанная как миниатюрная, меланхолическая по складу зарисовка, пьеса в буквальном переводе означающая «Флейтист, убаюкивающий руины» (франц.: «Joueur de flute berce les ruines», англ.: «A flute player lullabies the ruins»), обнаруживает связь с интонациями колыбельной, которые передаются мягким звучанием флейты.
Анри Дютийе принадлежал к числу наиболее заметных фигур современной французской музыки, он был известен своими работами на Национальном радио и телевидении. Сформировавшийся под влиянием Б. Бартока, И. Стравинского и Б. Бриттена, он раскрыл новые возможности каждого из традиционных музыкальных жанров. Критика отмечала: «Его музыка, будь то балеты, концерты или симфонии, помещает перед вами неистовый калейдоскоп инструментальной цветности, и, что выше всего, погружает в мир возвышенного чувства». Сонатина для флейты и фортепиано (I. Allegro. II. Andante. III. Anime) была написана в 1943 году, когда композитор находился в Париже. Сочинение сохраняет черты классической сонаты, традиционно выделяя по значимости первую часть, переводя затем действие в медленную вторую и завершая цикл оживленной финальной частью.
Имя известного французского композитора Андре Жоливе стало известно публике в середине 1930-х годов, когда он, наряду с О. Мессианом и другими музыкантами, создал творческую группу «Молодая Франция», ставящую своей художественной задачей возрождение принципов романтизма. Эти взгляды затем отчетливо проступают в сочинениях Жоливе, наполненных особым отношением к человеку и его переживаниям. Композитор писал: «Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей». В этом свете становится понятен замысел одного из самых известных сочинений Жоливе — «Песни Линоса», написанной в 1944 году для флейты в сопровождении инструментального ансамбля в составе струнного трио (скрипка, альт, виолончель) и арфы. Линос (или Лин) — герой древнегреческого мифа, сын Аполлона и дочери аргосского царя Псамафы — был отдан своей матерью на воспитание пастухам и разорван собаками. За это бог наслал на Аргос страшную Месть, убивавшую детей. Трагическая судьба Линоса стала темой многих скорбных песен. Ей же посвящено и произведение Жоливе, где «поющим» исполнителем становится флейта, а ей вторят остальные инструменты ансамбля (в сегодняшнем концерте партия сопровождения передана фортепиано).
Инструментальный диптих «Кантабиле и Престо» для флейты и фортепиано была создана румынским композитором Джордже Энеску в 1904 году. Яркий композиторский талант, блистательное исполнительское дарование, незаурядные дирижерские способности сделали Энеску самым крупным музыкантом своей страны, посвятившим ей многие свои сочинения. Девизом композитора были слова: «Цель искусства — вести людей вперед, по пути к лучшему … сколько я буду жить, я буду петь!». Двухчастная концертная композиция «Кантабиле и Престо», построенная на интонациях народных румынских напевов, соединяет разнохарактерные пьесы, где солирующая флейта и вторящее ей фортепиано раскрывают лирическое песенное и активное плясовое начало. Произведение посвящено французскому флейтисту Клоду Таффанелю.
Проф.З.М.Гусейнова
Подробная информация на сайте: www.spdm.ru
Справки и аккредитация журналистов по телефону: (812) 702-60-96.
|