Впервые искусство сибирского андеграунда будет представлено в Санкт-Петербурге. В то время как в Москве и Петербурге андеграундное искусство давно стало предметом изучения и коллекционирования (организуются выставки, пишутся статьи, издаются книги, а на арт-рынке идет борьба за художественное наследие), в Сибири наблюдается некая пауза, связанная и со сменой эпох и с уходом из жизни ряда ярких представителей местного андеграунда.
Сибирский андеграунд возник в 1970-1980-е годы как индивидуальные художественные практики «неформатных» художников, существовавших вне системы, иногда образовывавших небольшие неформальные сообщества друзей, внутри которых царила полная свобода мысли и творчества. На этих «островах в океане» шла своя параллельная жизнь, развивалось «другое искусство», не ориентированное на конъюнктуру времени и идеологии, пытающееся ответить на основные вопросы человеческого бытия на современном художественном языке, использовавшем достижения и русского авангарда, и европейского модернизма.
Феномен сибирского андеграунда не сводим полностью к политике, к критике идеологизированной системы; большее отношение он имеет к проблематике свободы творчества, свободы личности; поведенчески он связан и с давними традициями русского нестяжательства, и с мифологизированным образом художника, и с особым вольным сибирским духом. Эта свобода имела свою цену - нищету, несоциализованность, невозможность участия в выставках. Положение меняется в 1990-е годы: возникают первые независимые галереи и объединения, проходят первые выставки неофициального искусства. Собственно, тогда, двадцать пять лет назад, усилиями самих художников и произошло открытие сибирского андеграунда. Особую роль в этом сыграли галерея «Сибинтерарт» в Новосибирске, экспериментальное художественное объединения «ЭХО» в Омске, межрегиональное объединение художников «Белая галерея», объединявшее художников Новосибирска, Барнаула, Горно-Алтайска, Академгородковская студия «Март».
Несмотря на недолгое время существования, на площадке «Сибинтерарта» был показан почти весь диапазон сибирского андеграунда, открытием стала гротескная живопись Леонида Иванова. «ЭХО» в Омске организовало три выставки с 1987-89. Наиболее длительным и продуктивным стал организованный художником и поэтом Николаем Мясниковым (1954 - 2012) проект «Белая галерея» (1991 - 1997). Благодаря его усилиям - интеллектуальным, креативным, организационным - впервые искусство сибирского андеграунда вошло в музейные залы. Выставки «Белой галереи» прошли в Новосибирском, Томском, Кемеровском, Алтайском художественных музеях, также были изданы и несколько поэтических сборников.
Шло время - разделение искусства на официальное и неофициальное теряло актуальность, менялось общество, ценности, приоритеты, менялись судьбы художников, их роли, статус, стратегии: одни благополучно интегрировались в социум, другие, в силу инерции образа жизни и личностных особенностей, оставались одиночками и постепенно уходили из жизни. Хронологические рамки сибирского андеграунда можно определить последней третью ХХ века.
Нынешняя выставка впервые после более чем двадцатилетнего перерыва была показана в нескольких сибирских музеях и привлекла внимание к теме сибирского андеграунда. Для Петербурга подготовлена новая версия. На выставке в Эрарте будет представлено около 80 произведений живописи, графики и малой пластики художников из Новосибирска, Омска, Академгородка, Барнаула, Горно-Алтайска, Томска.
Среди участников выставки: омич - Владимир Бугаев(ныне ханты-мансиец), новосибирцы Максим Зонов (1966 - 2002), Леонид Иванов (1956 - 2002), Александр Краснопеев (1949 - 1997), Николай Мясников (1954 - 2012), Николай Жуков, Зинаида Рубан, Борис Шилов (1953 - 2012); барнаулец Владимир Квасов (1937 - 2006); академгородковцы Наталья Чижик (1944 - 1998), Александр Косенков, Елена Юдина; томич Геннадий Мазжерин (1955 - 2011), горноалтайцы Сергей Дыков, Леонид Сафронов и другие.
Основу выставки составили произведения художников «Белой галереи», студии «Март», круга галереи «Сибинтерарт», но основной здесь принцип экспонирования - феноменологический. Не претендуя на всю полноту охвата темы, организаторы выставки стремятся вызвать интерес к этой не известной странице истории художественной жизни, представить творчество талантливых художников, показать сибирский андеграунд как своеобразную часть общероссийского культурного процесса конца ХХ века.
Куратор: Владимир Назанский
6+
27 ноября 2015 - 11 января 2016
Музей и галереи современного искусства Эрарта
Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, дом 2
(812) 324-08-09
|