Это не самая частая, прямо скажем, в нашей рок-музыке ситуация — когда исполнитель не идёт по бесконечной прямой линии своей честной и заслуженной карьеры, а скачет как на американских горках со всеми девиациями и пертурбациями. То есть сразу откидываем в сторону классическое «И тогда он начал пить», а оговоримся, что имеем в виду именно творческие моменты. Для того, чтоб постоянно выдавать что-то радикально новое и не похожее на предыдущее творчество, надо быть исполинской фигурой мирового сверхмасштаба вроде Дэвида Боуи, которому уже, в общем-то, простительно всё. Или, наоборот, быть маленькой нишевой группой из городка за полярным кругом с десятью преданными поклонниками, которые реально «секут фишку». Ну или, как это делает Леонид Фёдоров из группы «АукцЫон» – просто максимально дистанцироваться со своими экспериментами и новой музыкальной реальностью от русского рока. Иначе велик риск, что не поймут и заклюют – как это было, например, с «ДДТ» после выхода вполне новаторского альбома «Мир номер ноль».
Группа «Ляпис Трубецкой» перенесла все эти девиации и пертурбации с таким достоинством, ни под кого не подстраиваясь и ни от кого не дистанцируясь, что даже диву даёшься – пытаешься найти аналоги в русской рок-музыке и как-то и не находишь. «Никак» — в смысле «вообще».
(В скобках: «Ляпис Трубецкой» – это группа, конечно же, не российская, а белорусская. Но это, по большому счёту, давно формальность, и большинством отечественных фанатов «Ляписы» давно воспринимаются просто как «свои». Вот, скажем, «Океан Эльзы» при всём восторженном к нему в России отношении — всё равно украинская группа, а «Zdob si Zdub» – хоть тресни, а молдавская. Про «Ляписов» не каждый поклонник вообще в курсе их белорусского происхождения – «наши», и всё тут. При том, что песен на белорусском у Михалка и К как раз немало. Всё это, безусловно, символизирует).
Выражаясь языком советской прессы, «Трудным и ухабистым получился творческий путь талантливых белорусских исполнителей» (к слову сказать, в этом году «Ляписам» исполняется четверть века, и к этому событию они приурочили несколько неожиданный сюрприз; какой — см. ниже). На этом пути их помотало изрядно – бросая то вверх, то вниз, ну точно, как на помянутых выше американских горках.
Это, кстати, очень хорошо заметно и просто по внешности её бессменного лидера Сергея Михалка, который претерпел трансформацию в духе Трента Резнора или Юкио Мисимы — в нынешнем бритоголовом самурае с рельефным торсом бодибилдера очень трудно распознать того добродушного бородатого толстячка, который пародийно-жалостливым тоном пел в 90-х из каждого утюга «Ты, ты, ты кинула» или «Ау, ау, ау, эге-гей» – словно некий пародийный Розенбаум.
Что же касается собственно творчества – то тут изменений было столько и таких радикальных, что голова может пойти кругом. Начинали «Ляписы» в позднесоветское время как классическая группа русского рока (понятно, что белорусского, да-да, я в курсе, спасибо за поправку; но русский рок — это всё-таки такой конкретный жанр, который может исполнять хотя бы даже группа «Brazzaville», а он всё равно останется русским роком). Этот период их жизни изучен сравнительно слабо — но, в общем, исключительно по той простой причине, что там и изучать особенно нечего. То есть, конечно, истоки, начала, как закалялась сталь – это всё будущих биографов будет интересовать до необычайности, но в действительности пищи для размышлений там не особо много. Ну, собирались, ну, ре-те-пе-ти-ровали, в первое официальное турне отправились через пять лет – чего ж тут ещё раскопаешь?
Настоящая, а не сугубо локальная, слава пришла к группе, что характерно, после первого кризиса в их творчестве. Случилось это в 1996-м году – и перед этим «Ляписы» были в одном шаге от распада. Известность в Белоруссии уже была достигнута, но качественного скачка она не принесла – хитов особых не было, ничего нового не выдумывалось, и дальнейшие перспективы группы были очень туманны. То, что музыканты смогли собраться и выдать одну из самых хитовых своих пластинок «Красота» – один из многих скромных и малозаметных подвигов, которыми богата история группы.
Второй раз такой же, и даже ещё более громкий, перелом случился уже через десять лет. «Ляписы», казалось бы, потихоньку угасали и воспринимались народом уже чуть ли не как шансон-группа, которая если на что и годится, то разве только на запись саундтреков к сериалам «про ментов». И тут вдруг «Ляписы» ударили наотмашь образцовым панковским триптихом «Капитал» – «Манифест» – «Культпросвет»: мощным, изобретательным, дерзким и свежим. Это было даже не возвращение в первый эшелон – «Ляписы» сделали весомую заявку на то, чтобы называться одной из главных русскоязычных групп поколения.
Так вот, об обещанном сюрпризе. Получился он скорее печальным: в марте этого года Михалок заявил, что в сентябре группа официально прекращает своё существование. Это было как снег на голову, хотя, конечно, даже самые суровые фанаты понимают, что ничего ещё не кончено, Михалок находится в самом расцвете сил, и новое его творчетсов обязательно воспоследует и будет столь же острым и мощным. Но в том самом «ляписовском» формате группа живёт последние дни – и как же можно пропустить их последний концерт?
28 августа, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|