Современная российская эстрада в её «смеховой» части имеет один перекос, на первый взгляд незаметный, но на самом деле весьма существенный. В отличие от времён даже десятилетней давности на эстраде много юмористов – и совсем мало сатириков. Сатирики на эстраде – вид если не вымирающий, то, во всяком случае, уже занесённый в Красную Книгу.
Почему так? Что стало причиной такого оскудения эстрады на сатирические таланты? Казалось бы, в «сытые нулевые» тем для сатирического освещения (а то и бичевания) не меньше, чем в «лихие девяностые», «застойные/перестроечные восьмидесятые» и далее по списку. Однако новых Райкиных и Жванецких на эстраде, увы, не появляется.
Объяснений этому скорбному обстоятельству можно найти немало – например, очень распространённая нынче «смычка города и деревни» в лице «Комеди Клаб» и прочих эпигонов, где юмористические по форме скетчи часто носят очень чёткий сатирический подтекст. Но факт остаётся фактом – с новыми именами на сатирической сцене туговато.
Что ж, если новых имён и нет – чем же плохи старые? А если не такие уж они и старые? Михаил Задорнов (который, между прочим, в своём возрасте всё ещё спокойно делает стойку на руках) уверенно отвечает – ничем не плохи. А то и вовсе хороши! И всей своей сценической карьерой Задорнов доказывает – начинающим сатирическим писателям есть чему у него поучиться.
В этом году у сатирика, страшно сказать, тридцатилетний юбилей творческой (если конкретней – именно сценической) деятельности – первое появление Задорнова на экране состоялось в 1982 году. Не секрет, в общем-то, что некоторые его коллеги с тем же творческим стажем сейчас могут восприниматься только как реликты – вроде и мэтры эстрады, культовые, авторитетные люди… но уже не смешно. Совсем. Ни капельки.
Задорнов в этом плане – пример того, про что говорят «душою вечно молод»: его проза, скетчи, миниатюры смешны ровно так же, как были они смешны десять, двадцать, тридцать лет назад. При этом, что особенно хочется отметить, Задорнов никогда не опускается до превращения в «механический смехофон», отпуская остроты ради острот. Напротив, можно наблюдать явную эволюцию его творчества: от чисто сатирических «осмеяний» в духе киножурнала «Фитиль» – к тонкому лиризму (иногда писатель вообще исключает из своих миниатюр гэги) и, как бы сказать, просветительской деятельности.
Как раз последнее, эта самая деятельность, и вызывает в последнее время изрядную полемику. Однако, пусть даже языковедческие экзерсисы Задорнова могут кому-то показаться неоднозначными, не подлежит сомнению та искренность, с которой сатирик пытается заинтересовать зрителей (особенно молодёжь) русским языком. Борьба Задорнова за чистоту родного языка может вызвать только глубокое уважение; и если кому-то кажется, будто писатель преувеличивает, цитируя на концертах безумные ошибки своих юных корреспондентов, то этот кто-то, вероятно, никогда не выходил в интернет.
В 2012 году Задорнов представил публике уже две полновесных юмористических программы – «Смех сквозь хохот» и «Танцы на граблях». В этом ещё один секрет его непреходящей популярности – не паразитирование на старых перлах, а постоянное создание нового материала. Известна старая максима: «Шутка, повторённая дважды – уже не шутка». Но зрители большого концерта Михаила Николаевича в БКЗ «Октябрьский» могут не волноваться – то, что они услышат, будет именно что настоящими шутками.
28 декабря 2012, 19:00
БКЗ «Октябрьский»
Лиговский пр., 6
Т. (812) 275-13-00
|