Истоки так называемой «тёмной сцены» идут ещё из середины шестидесятых, когда в Нью-Йорке встретились два совершенно не похожих друг на друга, но одинаково гениальных человека — Лу Рид и Джон Кейл, которые создали группу «Velvet Underground». Увы, «Вельветов» ждала та же судьба, что и многих непризнанных гениев (без кавычек) – они так и не были поняты и приняты своей эпохой. И дело было даже не в их музыкальном новаторстве, которое напоминало сценку из фильма «Назад в будущее», когда попавший в прошлое Марти Макфлай выдаёт бешеное соло на гитаре и поясняет ошарашенным слушателям: «Ну, вы ещё к такому не очень готовы, а вот вашим детям понравится». Рид с Кейлом не нашли понимания у современников по другой причине: для поколения солнечных шестидесятых, детей цветов и тэглайна «Занимайтесь любовью, а не войной» их музыка была безнадёжно тёмной.
И всё же слова Марти Макфлая насчёт «вашим детям понравится» в случае с «Бархатным подпольем» были абсолютно в точку – потому что не признанные в своё время гении стали основоположниками целого огромного направления в музыке – мрачной, атмосферной, даже в чём-то декадентской, делающей акцент на тёмную сторону человеческой экзистенции. Такую музыку слушали бы сейчас Бодлер и Лотреамон, чьими произведениями, кстати, многие современные готик-музыканты вдохновляются.
Что самое любопытное, тёмная сцена — это не был какой-то чётко очерченный жанр (хотя свои ключевые стили в ней были, но об этом чуть ниже). «Тёмными» могли быть исполнители любого направления, вплоть до карикатурного кэнди-попа — ведь главным тут всё-таки было состояние души. В конце концов, человек, который не очень хорошо знает английский язык, может и не понять, почему, например, одной из мрачнейших групп в истории считается «Joy Division» – ведь у них такие драйвовые заводные мелодии...
И всё-таки примерный круг жанров «dark scene» очертить вполне реально — во всяком случае, до какого-то определённого момента. Это пост-панк (причём именно в варианте «Joy Division»), логическим продолжением которого стал готик-рок, а также индастриал, из общей купели которого, в свою очередь, вышли многие новые стили — дарк-фолк, дарк-блюз, et cetera.
Ещё одним проявлением этой новой мрачной галактики стал стиль, который именуется очень ёмко - «дарквэйв», «тёмная волна». Собственно говоря, уже по одному названию становится понятна примерная направленность жанра – трудно ожидать от неё развесёлых песен под гармошку о том, что всё на свете здорово и «наполним небо добротой». Так и получается, что, хотя дарквэйв — тоже понятие довольно размытое, но найти в нём некую главную доминанту несложно: будет мрачно, короче говоря. И пускай в дарквэйв запихивают такие разнополюсные группы, как, скажем, «Dead Can Dance» и «Sopor Aeternus»; человек неравнодушный всё равно найдёт в их творчестве ту неуловимую общность, которая позволяет говорить, что и те, и другие — всё-таки дарквэйв, а не – подставить стиль по выбору.
В России «тёмная волна» – это примерно такое же абстрактное словосочетание, как, допустим, «русский рэп», по разряду которого одновременно проходят Сява и «2H Company». Почему так произошло — понятно: своя чётко оформленная «тёмная сцена» у нас просто не успела сложиться. Понятно, что десять-пятнадцать лет – слишком малое время для возникновения огромного мультижанрового музыкального феномена. А девяностые и тем более восьмидесятые мы по разным причинам не можем учитывать — это был Большой Взрыв, после которого, как ни крути, должны пройти миллионы лет эволюции, чтобы из первичного бульона зародилось некое подобие органической жизни.
Так что очень трудно сказать, что же это такое — отечественная тёмная сцена в принципе. Поэтому плясать тут надо даже не от печки, а от каждой конкретной группы. А их у нас если и не достаточно, чтобы делать глобальные обобщения, но вполне достаточно, чтобы взять одну конкретную, сравнить с эталоном и сказать — да, вот это, конечно, дарквэйв.
Питерская (а до того — хабаровская) группа «Otto Dix» – да, вот это, конечно, дарквэйв. Который можно очень легко идентифицировать и вычленить в нём все важные приметы натуральной «тёмноволновой» группы. Это, конечно, в первую очередь касается музыки, причём совпадают даже те жанры, которые на «Last FM» пишут в разделе «похожие». «Otto Dix» без зазрения совести записывают, скажем, в EBM – а это тот стиль, который легко сопрягается именно с дарквэйвом, а не с каким-нибудь электроклэшем. Но и другие приметы в порядке — вплоть до внешности создателя и вокалиста группы Михаэля Драу: по официальной версии он мужчина, но на тематических форумах много лет бушуют спору на тему «Корнет, вы женщина?». Но это тоже в духе дарквэйва — андрогинность и сознательные запутанные игры с имиджем там в почёте (см. тот же «Sopor Aeternus»). Да и название группы, отсылающее к суровому немецкому авангардисту середины прошлого века Отто Диксу, характерно...
«Otto Dix» – группа для наших широт весьма нехарактерная, удачный пример пересаживания западного дарквэйва на нашу почву (важный момент — в отличие от многих наших «космополитичных» команд «Отто» принципиально поют на русском). Об удачности опыта говорит долгая история группы — в этом году она отметила десятилетний юбилей, ознаменовав это выходом своего уже седьмого студийного альбома.
28 декабря 2014, 19:00
Клуб Зал ожидания
Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 118 (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 333-10-68
|