О плачевном состоянии современного российского кинематографа было сказано уже не раз, и даже не сотню раз. На каждый более-менее удачный кинопроект выходит штук десять таких невообразимых гомункулусов, при одном взгляде на которые только и остаётся перекреститься, очертить вокруг себя меловой круг и с дрожью в голосе прошептать что-то вроде: «Изыди, нечистая!».
Причины такого гнетущего положения дел многократно рассмотрены, разложены по полочкам и всем уже хорошо понятны. Тут и низкое финансирование, и неумение распорядиться деньгами, когда это финансирование вдруг становится высоким, и некритическое «переписывание» голливудских методов… Другое дело, что, при всём этом понимании, действенных методов борьбы с такой ситуацией пока никто особо предложить не может.
Всё вышесказанное, впрочем, относится к фильмам чисто кинозальным, к зрелищу как таковому, на которое можно пойти воскресным утром всей семьёй и на полфильма благополучно сползти под кресло от смеха (или от страха). Это кино с большим бюджетом, претендующее на большие же кассовые сборы; а снимать блокбастеры в современной России, мягко говоря, не слишком получается. На этом тему российского массового кино, пожалуй, можно с некоторой горечью и прикрыть.
Совсем иное дело – кино авторское, то, которое нынче ещё принято называть «фестивальным». Термин этот в последнее время получил большое распространение и стал едва ли не пренебрежительным (как бы парадоксально это ни звучало): будто бы только на фестивалях такое кино и может добиться признания, а «нормальному человеку» оно вроде как и не нужно.
Разумеется, это довольно слабо коррелирует с действительностью: такие тезисы сродни пресловутому «Зачем нужен Достоевский, если есть комиксы про Бэтмена?». Приятно сознавать, что как раз в России авторское кино: а) весьма высоко ценится зрителем, и б) позиций своих, несмотря на все сложности последних двадцати лет, не утратило. Такие режиссёры как Герман, Звягинцев, Дыховичный, Лунгин, не имея каких-то громадных ресурсов, делают для поддержания престижа отечественного кино столько, сколько не смогут сделать гамлетовские сорок тысяч ремесленников с большими бюджетами и слабым представлением о киноискусстве.
Одним из важнейших людей в этом списке является Александр Сокуров – знаковая, крупнейшего масштаба фигура в российском кинематографе. Тяжкая и почётная печать «Гений» легла на Сокурова ещё в годы его учёбы во ВГИК – невероятно значимое достижение, учитывая, что так он был назван не кем иным, как Андреем Тарковским. Один гений признал другого как равного – а ведь Сокуров был тогда никому не известным студентом, автором единственного дипломного фильма «Одинокий голос человека» по Андрею Платонову. И даже этот фильм, хотя более адекватного переложения платоновской прозы невозможно себе представить, не был принят в институте как дипломная работа. Тарковский, впрочем, всё понял гораздо раньше ВГИКовсого руководства.
Уже в новейшее время весь масштаб дарования Сокурова стал отчётливо ясен не только отдельным провидцам вроде Тарковского, но и более широкому кругу зрителей. В перестроечное время фильмы Сокурова попали на Запад и там получили такое признание, что уже в 1995-м году (в историческом разрезе срок ничтожный) Европейская Киноакадемия включила его в список ста лучших режиссёров в истории. Кстати говоря, только в снятом по большей части на Западе фильме 1999-го года «Молох» режиссёр ВПЕРВЫЕ задействовал на съёмках исключительно профессиональных актёров – во всех предыдущих фильмах Сокуров (помимо прочего – выдающийся документалист), подобно Пьеру Паоло Пазолини, широко задействовал любителей и даже просто людей с улицы.
Человек, знакомый с творчеством Сокурова, но незнакомый с ним самим, может быть сильно удивлён, впервые пообщавшись с режиссёром: автор глубоких, далеко не самых простых для восприятия фильмов, тонкий интеллектуал и эстет, в общении Сокуров – прост и открыт, рассуждая о весьма сложных вещах вполне доступным, ничуть не заумным языком. Так что творческая встреча с режиссёром – это ещё и возможность открыть для себя автора «Тельца», «Дней затмения» и «Фауста» с новой, возможно, совсем неожиданной стороны.
28 февраля 2013, 19:00
Музей "Эрарта"
29-я линия В.О., 2 (м. Приморская, Василеостровская)
(812) 324-08-09
|