В России получило в последнее время большую популярность едкое словечко «трэш». Поскольку с английского это переводится как «помойка», «мусор», то и употребляется оно обычно с теми же унизительными коннотациями: «Чо, видела новую сумку от Луи Виттон? Вот это трээээээш!». Поэтому и про музыку в стиле трэш тоже бытует такое мнение: дескать, это какой-то совсем дурацкий и бессмысленный метал, бездарно исполненный и задуманный – короче, халтура.
Это – абсолютное заблуждение. Начнём с того, что даже классическая трэш-культура далека от того, чтоб считаться примитивной халтурой – если вы так считаете, значит, вы никогда не видели фильмов студии «Трома»! Это раз. Второе, оно же главное, – это то, что музыка в жанре трэш-метал не имеет к трэшу никакого отношения.
Вот откуда растут ноги у этой распространённой ошибки. Это совершенно разные слова-омонимы, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному – и смысл у них совершенно разный. Трэш-метал – это не от «trash», «барахло», а от «thrash» – «бить, ломать, колотить»; в общем, причинять всяческие членовредительства и учинять кровопролития.
И надо сказать, что жанр целиком и полностью соответствует своему названию! Трэш – это чертовски быстрый, жёсткий и агрессивный стиль, ставший родоначальником практически всего экстремального метала вообще. Причём, в отличие от многих экстрим-стилей, трэш никогда не скатывается в хаотичное «а давайте-ка, как бы резвяся и играя, колошматить по бочке и дичайше адово лупить по струнам, например, не заботясь о мелодии и ритме!». Как ни странно, трэш-метал, несмотря на всю свою ультимативную жёсткость, – это один из самых акцентированно мелодичных металлических стилей.
Очень легко это понять, если учитывать, какая группа стояла у истоков стиля – это, конечно же, великая и непревзойдённая «Metallica». Вспомните «лайв» группы вместе с симфоническим оркестром Сан-Франциско: как полагаете, смогли бы академические музыканты войти в такой органичный симбиоз с «антимелодичной» группой? Думается, что нет. Причём это ведь не симфоник-метал, сыгранный с нуля, а то же самое классическое звучание старой доброй «Метлы», только заблиставшее новыми гранями.
Но не одной «Металликой» жив жанр: вообще, основателями трэш-метала считается «Большая четвёрка» великих металлических групп. Это, помимо самой «Метлы», ещё три американские команды (вообще, трэш – это такой классически американский стиль): устрашающий «Anthrax», культовый в России «Slayer» и группа длинноволосого белобрысого конунга Дэйва Мастейна с говорящим названием «Megadeath».
«Megadeath» с «Металликой» связывает нечто большее, чем просто принадлежность к одному стилю. И дело даже не в том, что обе эти команды – пионеры и первопроходцы, рубящие своими стальными топорами окно в музыкальный мир для остального трэша: просто Мастейн и начинал свою металлическую карьеру в качестве участника группы Хэтфилда-Ульриха.
Эти самые Хэтфилд и Ульрих в конечном итоге и выперли Мастейна из группы — не уволили, не выгнали, а именно выперли, потому что молодой музыкант, ещё страдающий всем комплексом болезней роста, превратил атмосферу в команде во что-то невообразимо-ядовитое. Пить, буянить, употреблять наркотики – это всё для металлистов 80-х было почти что обязательной программой, малым джентльменским набором; так что можно себе представить масштаб мастейновских бесчинств, если их больше не могли выносить даже суровые бородатые трэшеры!
Изгнанный с позором из «Металлики» Дэйв мог опуститься на дно и окончательно разрушить себя прелестями жизни – история знает очень много таких примеров, и даже несомненный талант музыканта тут не помог бы. Но у Мастейна помимо таланта были ещё две особенности: упорный (даже упёртый) характер и желание играть музыку. А может, даже не столько любовь к музыке, сколько маниакальное стремление доказать бывшим коллегам, что увольнение Мастейна было их самой большой ошибкой в жизни.
Впрочем, как выяснилось, это вовсе не было ни роковой, ни даже вообще какой-то ошибкой. «Metallica» прекрасно справилась и без Мастейна, став одной из главных металлических команд в истории; зато вместо одного выдающегося коллектива мы получили два – потому что Мастейн страдал недолго и в том же году создал сразу две новые группы. Сперва недолго продержавшийся «Fallen Angel», а потом ту самую культовую и жёсткую, как удар кастетом, «Megadeath».
Одержимый жаждой крови Мастейн сразу постановил, что саунд у группы должен быть максимально быстрым и агрессивным – то есть подразумевалась некая «Metallica» в квадрате. Собственно, весь первый период жизни группы её лидером двигала всего одна мысль – догнать и перегнать свой бывший коллектив, во всём, во всех отношениях, и если бы Хэтфилд с Ульрихом вдруг прыгнули с крыши пятиэтажного дома, то Мастейн непременно прыгнул бы со шпиля Эмпайр-Стейт-билдинг.
Это безумное желание оставить бывших одногруппников в дураках было путеводной звездой Мастейна долгое время – пока, наконец, на первый план не вышла собственно музыка. Впрочем, не будь этой истории – кто знает, стала бы «Megadeath» той бескомпромиссной и спаянной группой, которой стала? Из ненависти творчество не взойдёт? Ха. Скажите это цельнометаллическому Мастейну.
28 июля, 20:00
Концертный зал Аврора
Пироговская наб., 5/2 (м. Площадь Ленина)
(812) 907-19-17
|