Музыкальных инструментов в мире сотни, и все по своему хороши. Но если провести социологический опрос, в котором попросить людей назвать навскидку первый пришедший на ум инструмент – наверняка девяносто человек из ста назовут гитару.
Гитара без всяких сомнений станет победительницей ещё в одном опросе – «инструмент, которым вы владеете». Относительно немногие сумеют сыграть на пианино хотя бы «Собачий вальс». Ещё меньше людей сыграют на диджериду и маримбе — да что уж там, не каждый вообще сможет сказать, что это за инструменты такие. Но, наверное, каждый человек хоть раз в жизни трогал раздёрганные гитарные струны на старой и рассохшейся фанерной гитарке, которая выдаёт вместо звука гнусавое кваканье – но как оно звучит ночью в походе у костра!
Гитара — это, наверное, самый демократичный инструмент в мире (ну, если не считать ударных, которые вообще можно сымпровизировать из любой жестянки от печенья, но это немного другой случай). Вы можете не быть выдающимся музыкантом, а то и вовсе подверглись в детстве катастрофическому наступлению слоновьей ноги на ушную раковину. Но научиться бренчать двумя пальцами «Что такое осень — это лето» или «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» – это не так сложно, как может показаться, а главное – с этим навыком вы станете своим человеком в любой компании.
Так что гитара — это действительно системообразующий инструмент в современной массовой культуре. Так сказать, краеугольный камень. И ещё больше, чем к акустической, это относится к электрогитаре (а также её басовой разновидности), без которой, например, не было бы рок-музыки. Вот так, ни больше и не меньше – рока действительно просто не было бы. Хотя есть, конечно, рок-группы, которые не используют гитару (например, «Morphine», заменивший её саксофоном), и они очень интересны, но их единицы. А вот «Radiohead», скажем, использует их аж три – и «стена гитарного звука» давно является их визитной карточкой.
Гитарист-виртуоз — это вообще единица самодостаточная, которая может преспокойно играть и в отрыве от группы. Каждый такой мастер – это в музыкальном мире Фигура, человек, который преспокойно может выдать на гитаре хоть драйвовое рок-соло, а хотя бы и фугу Баха. Пейдж, Морелло, Хендрикс, Клэптон, Сантана, Лес Пол, Ингви Мальмстин – ну кто не слышал хотя бы пару-тройку этих фамилий? Откройте список ста величайших гитаристов по версии журнала «Rolling Stone» – и ваша комната сразу озарится светом высшей музыкальной гармонии, а гитарная музыка зазвучит даже из холодильника и электробритвы.
Одним из таких великих мастеров-виртуозов, вне всякого сомнения, является американский джазовый гитарист Альберт Лоуренс Димеола, более известный как Эл Ди Меола. Нашему слушателю Ди Меола почему-то больше всего знаком по совместному с Леонидом Агутиным и Анжеликой Варум проекту «Cosmopolitan Life»; но настоящую популярность и даже культовый статус он обрёл задолго до этого. И этот его статус более чем заслужен. Фактически, американец, одинаково блестяще владеющий и акустической, и электрогитарой, – это один из самых уважаемых и авторитетных джаз-гитаристов вообще.
Свою музыкальную карьеру Ди Меола начал, можно сказать, ещё в детстве: обладавший отличным слухом и, что очень важно, большой целеустремлённостью мальчик буквально влюбился в гитарную музыку, которая в 60-х годах переживала фантастический расцвет. Особенно сильное влияние на парня оказала музыка человека, которого Ди Меола вполне справедливо считает своим «крёстным отцом» и учителем, – короля гитары Ларри Корьелла.
Корьелл, один из самых знаковых музыкантов в жанре джаз-фьюжн, так повлиял на Ди Меолу, что тот с младых ногтей буквально целыми днями мучил гитару (по восемь-десять часов в день), пока не добился от неё полной взаимности. Уже в подростковом возрасте американец владел инструментом получше, чем некоторые зрелые и известные музыканты; и было понятно, что это ещё только начало.
Такой талант не мог остаться незамеченным, и очень скоро юного студента, которому ещё не было и двадцати, заприметил не кто-нибудь, а великий джазовый музыкант Чик Кореа – один из самых знаковых джазистов второй половины двадцатого века, работавший с Майлзом Дэвисом, Телониусом Монком... впрочем, проще перечислить тех, с кем он НЕ работал.
Кореа открыл Ди Меоле дверь в музыкальную сказку: ещё вчера парень из знаменитого бостонского колледжа Беркли готовился к занятиям – а спустя несколько дней уже вышел в составе ансамбля Кореа на сцену легендарного нью-йоркского «Карнеги-Холл». Кстати, увлечение Чика Кореа латиноамериканской музыкой очень сильно повлияло на молодого гитариста – неизгладимый отпечаток латинской культуры навсегда лёг на творчество Ди Меолы, став одним из самых узнаваемых маркеров его музыки.
Сейчас Ди Меола – это уже не просто музыкант, а один из столпов жанра джаз-фьюжен. Стоит ему тронуть струны, и по неповторимому стилю игры сразу узнаётся почерк американского виртуоза. Ди Меола сотрудничает и с классическими музыкантами, и с рокерами: а чего ещё ждать от человека, который сможет исполнить сложнейшую гитарную партию на доске с тремя натянутыми лесками? Сможет-сможет, не сомневайтесь — мастерства ему хватит.
28 марта, 20:00
театр Мюзик-холл
Александровский парк, 4 (м. Горьковская)
(812) 232-92-01 (касса), 233-02-43 (справки)
|