Даже самые замечательные образцы отечественной музыки на Западе почему-то котируются «по сниженному курсу». Конечно, речь идёт не о признанной классике — ведущие западные музыканты наперебой признаются в любви к Стравинскому, Рахманинову или Кабалевскому. Но те, кто на протяжении последних двадцати-тридцати лет делает погоду на русскоязычном музыкальном фронте, в европах и америках, как правило, очень малоизвестны.
Почему? Ведь не в одной культурной отдалённости тут дело. В конце концов, любой представитель русского рока (который основу берёт, как ни крути, в роке западном) гораздо ближе и понятней обычному европейскому меломану, чем артисты, которые записываются на лейблах типа «Real World» и исполняют корневые песни африканских бушменов. Может, как раз наша музыка недостаточно экзотична, и ждут от неё совсем другого?
Вспомним, какой наш проект первым добился на Западе настоящей известности и почему он её добился. Это был «Gorky Park», который воплощал все известные за рубежом клюквенные стереотипы: для полноты ощущений в составе группы не хватало только балалаечника Ивана Владимира, да девушки по имени Насташа Орлофф, которая бы играла на пустых бутылках из-под vodka.
Можно долго ломать голову, почему наши исполнители, выдающие зачастую контент высшего сорта (тот же «Пикник»), за рубежом не пользуются заслуженной популярностью. Причин тут можно надумать кучу: от культурной несовместимости (что это такое?), до банального неумения себя «преподнести», которым наши деятели искусства частенько страдают.
В общем, так и получается, что отечественной группе для достижения большого и стабильного успеха за рубежом (да хотя бы даже для простого интереса) нужно идти двумя путями. Можно быть уникально клюквенным коллективом с медведями и ушанками, спекулирующим на теме «перьеструойка» и «дафай-дафай». Однако такие темы на Западе вышли из моды аккурат в конце этой самой «перьеструойки», так что никакого заметного интереса это нынче не гарантирует.
Куда плодотворней другой путь: быть фактически западной группой, густо замешенной на отечественных культурных дрожжах. То есть стать теми, кого зарубежный меломан, наверное, даже и отличить от «своих» не сумеет, а все вкрапления нашего культурного кода (куда же от него денешься) сочтёт симпатичной этникой вроде индейских мотивов в «San Jacinto» Питера Гэбриэла.
Именно такой дорогой и пошла основанная пять лет назад (в грозном августе 2008-го) московская группа под названием «Tesla Boy», которая сколь быстро завоевала успех у себя на родине, столь же уверенно провела свой музыкальный блицкриг и на Западе. Почему вдруг молодая и никому не известная команда, не имевшая за спиной связей и продюсеров, так быстро смогла освоиться в мировом шоубизе? Почему она совершила такой мощный прорыв, какой не удавался даже самым знаменитым нашим артистам? Что ж, «давайте посмотреть».
Вторая половина 2008-го – это уже то благословенное время, когда интернет начал появляться даже в таких медвежьих углах, куда «бредут, спотыкаясь, олени». Соответственно, раскрутка с помощью Всемирной Паутины перестала казаться чем-то утопическим и нереальным – то, что всё вполне реально, чуть раньше доказал Пётр Налич, который, собственно, и получил известность исключительно посредством интернета. Теперь не нужно было, как Джонни Кэшу, караулить владельца рекорд-студии под дверью, пытаться произвести на него впечатление и уповать на то, что он запишет пластинку, да ещё и сможет грамотно её презентовать. Теперь всё можно было брать в свои руки.
Как раз это «Tesla Boy» и сделали – их первая демозапись появилась в интернете и начала потихоньку расходиться по профильным сайтам. Надо сказать, что и момент был выбран очень удачный – миловидный электропоп и инди в тот момент были не просто в тренде, а прямо-таки в зените. Изрядно к популяризации этих жанров приложил руку культовый журнал «Афиша», «хипстера честное зерцало»: так чего же удивляться, что в судьбе перспективного и идеологически московского коллектива журнал принял самое живое участие?
Было из-за чего: «Tesla Boy» играли самую что ни на есть трендовую музыку, совершенно нетипичную для наших широт и у нас доселе почти неслыханную. Уже позже, после судьбоносного перфоманса группы на «Пикнике «Афиши», многие молодые коллективы, мигом почуявшие, куда и откуда ветер дует, поспешно перепрофилировались из стандартного рокопопса в «инди-группы», но добиться такой же популярности, какой достигли «Tesla Boy», почти никому из них суждено не было. И не только потому, что москвичи были первопроходцами.
Ведь сама по себе новизна большой роли не играет — важнее оставаться на высоком уровне и не просто встраиваться в тренд, а помогать ему развиваться. То, что «Tesla Boy» не паразитирует на раскрученном жанре, а является серьёзной самоценной группой, стало ясно практически сразу – когда они выплыли за пределы родной акватории и устремились в бушующие воды мировой инди-сцены. И раз уж эти воды они бороздят и поныне — значит, выражение «группа для внутреннего пользования» точно не про них. Что, безусловно, греет душу отечественному меломану: паровозик, который смог – это всегда хорошая история.
28 марта, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|