28 мая, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки (наб. Мойки, 122) приглашает на концерт, посвящённый Дню города. В цикле «Вечера в Английском зале» выступят молодые солисты: скрипач Леонид Баранов и кларнетист Савелий Тервинский. Пьесы Иоганнеса Брамса для скрипки и для кларнета, наполненные всеми оттенками душевных переживаний, и музыка Леонарда Бернстайна в джазовых ритмах создадут праздничное настроение для гостей вечера. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков.
Третья скрипичная и Вторая кларнетовая сонаты немецкого романтика Брамса отличаются масштабностью и глубиной, в них просветлённое начало соседствует с бушующим, а величественное – с лирическим. Захватывающие мелодии его «Венгерских танцев» передают ликование праздника. Настроение вечера продолжит соната Бернстайна для кларнета: в ней характерные мотивы мюзиклов сменяются в калейдоскопе темпов и настроений, джазовых приёмов.
Леонид Баранов (19 лет). Ученик Средней Специальной школы при Санкт-Петербургской консерватории (класс Чингиза Османова). Победитель Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» (Москва, 2009) и Международного конкурса SIMP (Стокгольм, 2012).
Савелий Тервинский (24 года). Студент Санкт-Петербургской консерватории (класс преподавателя Андрея Лаухина). Победитель Международного конкурса «Надежды, Таланты, Мастера» (Болгария, 2005), Дипломант Молодежных Дельфийских игр (Ярославль, 2007), победитель II Международного конкурса "Вебер-Кларнет" (Петрозаводск, 2011), победитель конкурсов "Молодые Дарования России" (2007) и "Надежда России" (2008).
Стоимость билетов – 250-300 руб. Аудитория 12+.
Обувь на шпильках, фото-видео съёмка запрещены
Подробная информация на сайте www.spdm.ru
Справки и аккредитация по телефону: (812) 400-1-400
Аннотация
В творчестве выдающегося немецкого композитора Йоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрывая неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует этот рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу».
Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната № 3 (1886-1888), наиболее драматичная, раскрывающая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других частей, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с его контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественное и возвышенное; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующее характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самое масштабное в Сонате, раскрывающее образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале.
«Венгерские танцы» по праву относятся к числу самых популярных сочинений Й. Брамса. Сотрудничество композитора с венгерским скрипачом Э. Ременьи открыло для него мелодическое и ритмическое богатство венгерского фольклора. Позднее (в период с 1869 по 1881 годы) национальные мотивы получили у Брамса воплощение в «Венгерских танцах». В отдельных пьесах использованы подлинные народные темы, в большинстве же случаев Брамс создает пьесы на основе собственных мелодий. Первоначально сочинения были написаны для фортепиано в четыре руки, позднее была сделана обработка их для скрипки и фортепиано. В сегодняшнем концерте прозвучат 3 танца из 21, написанных композитором
На пороге своего 60-летия, в 1891 году, Й. Брамс, закончив сочинение Струнного квартета (ор. 111), объявил о завершении своей композиторской деятельности. Но знакомство с известным кларнетистом Р. Мюльфельдом (1856-1907) заставило композитора отказаться от принятого решения. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых — Две сонаты ор. 120, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. Кларнет с его способностью быть выразителем лирических настроений и драматических коллизий, представать в разных обликах и всегда вносить неповторимую инструментальную краску открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. Масштабность и глубина, отличающие сочинения композитора в целом, проявились и в Сонате для кларнета № 2, четыре части которой (1. Allegro amabile. 2. Andante appassionato. 3. Andante con moto. 4. Allegro) последовательно раскрывают этапы лирико-драматического повествования.
Американский дирижер, композитор и пианист Леонард Бернстайн (1918-1990), родители которого были выходцами из России, формировался как профессиональный музыкант, во многом соприкасаясь с традициями русской школы: в Филадельфийском музыкальном институте Кертиса он занимался в классе рояля И. Венгеровой, в классе дирижирования — С. Кусевицкого, одним же из его кумиров был И. Стравинский. Особую известность Бернстайн приобрел как автор мюзикла «Вестсайдская история», обошедшего сценические подмостки многих стран мира. Но Бернстайном написан и целый ряд других сочинений разных жанров, в том числе оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения. Соната для кларнета и фортепиано была создана композитором в 1942 году и посвящена солисту–исполнителю Д. Оппенхейму. Бернстайн пишет Сонату как двухчастную композицию, где первая лирическая часть, обозначенная Grazioso, раскрывает возможности инструмента в передаче светлых — то мягких, то игривых настроений. Вторая часть очень сложна по строению. Начинаясь как спокойное Аndantino, она далее все время переходит в разные состояния, контрастные по темпу и настроению. Здесь действие разворачивается, словно в калейдоскопе: отчетливо слышны современные джазовые ритмы, выразительные театральные приемы, характерные для мюзикла, и сольный инструмент зачастую теряет свою классическую строгость.
|