Ваши знания насчёт страны Армения могут быть очень фрагментарны и
хаотичны. Это не страшно – в конце концов, кто-то ничего не знает об
Армении, кто-то – о Японии, а кто-то и при упоминании Америки вспомнит
только группу «Битлз»
(которая на самом деле из Англии, как это ни странно). Так что это
вполне нормально – не знать про царство Урарту, Тиграна Великого и Месропа Маштоца: это всё-таки прерогатива профессиональных историков и просто людей интересующихся.
Но даже если единственные ассоциации с Арменией – это коньяк «Арарат», команда КВН «Новые Армяни»,
а также дядя Сероб, который торгует в подземном переходе сигаретами –
то и таких слабых маркеров хватит, чтоб хоть какая-то картина у вас в
голове сложилась. И именно поэтому армянские мотивы в творчестве вроде
бы американской группы «System Of A Down» (далее по тексту – SOAD) встают во весь рост – и слышны, даже если вы знать не знали о каких-то там армянских корнях её участников.
Это не просто голословные утверждения. На одном из фанатских форумов когда-то приводился рассказ, как отец фаната группы, случайно услышав обрывок одного из самых хардкорных номеров SOAD,
сразу спросил – дескать, группа армянская? Столь безошибочная
идентификация делает ему честь, хотя, как было сказано дальше, отец сам
не знал и не смог объяснить, почему он назвал группу армянской и что его
на это натолкнуло.
И действительно – что? Вроде бы, включив ранние диски SOAD,
мы слышим типичный ню-метал, очень модный на рубеже тысячелетий. Ну
хорошо, пускай это не обычный, а эталонный ню-метал (действительно, то,
что к жанру стали относиться всерьёз – это в огромной степени заслуга
именно SOAD). Мы слышим могучий вокал, который в течение трёх секунд может пролететь по всей гамме от гроула до фальцета и обратно. Мы слышим быструю, агрессивную хардкорную музыку, которая внезапно может превратиться (в пределах одной песни) в драматическую балладу. А армяне-то здесь при чём?
При том, что и весь неизменный состав SOAD – музыканты армянского происхождения, и даже единственный ушедший оттуда человек, Энди Хачатурян, тоже армянин. В чём это проявляется? Поёт Танкян
вроде без армянского акцента (было бы странно, если б он был). В
ассирийских бородах музыкантов, которые некоторые из них сбривают, а
некоторые и не носят даже? В использовании народных мелодий и совместных
проектах с богом дудука Дживаном Гаспаряном?
Всё это есть, но, скорее, дело в том, что участники SOAD
никогда не забывают о том, откуда они родом – и не только не забывают,
но и никогда не упускают случая напомнить об этом остальным. Здесь
чувствуется настоящая гордость за свою прародину, свою историю, и если
уж кто и занимается настоящей популяризацией своей страны в в мире, то
это именно SOAD. Правда, группа не
выступала вместе уже несколько лет, но грядущее воссоединение уже совсем
близко – это дело ближайших месяцев.
А пока, до выхода нового
альбома, участники группы занимаются успешными сольными проектами. И
здесь, как всегда, вперёд вырывается самый харизматичный SOAD-овец, с чьим выдающимся вокалом группа в первую очередь и ассоциируется – Серж Танкян.
Танкян
– человек очень политически активный, поэтому совершенно неудивительно,
что именно он основал антифашистскую организацию «Ось справедливости» -
совместно со своим другом, гитаристом величайшей «политической»
рок-группы «Rage Against the Machine» Томом Морелло. Танкян
здесь играет роль пропагандиста-просветителя: мало кто из армянских
деятелей поп-культуры, например, сделал столько для освещения событий
геноцида армян 1915-18 годов. Серж – это всё-таки не индифферентная Ким Кардашьян – после (временного) ухода из SOAD его политические воззрения ничуть не изменились.
Но за всей, пусть даже очень похвальной, общественной деятельностью Танкяна
не должна скрываться главная его сторона, музыкальная – деятельность
одного из величайших вокалистов в истории металлической музыки. С того
момента, как Серж стал выступать сольно (то есть с 2007-го), он записал
уже пять студийных пластинок.
Причём вас ждёт большое удивление, если, включая эту музыку, вы ожидаете услышать типичный SOAD-овский хардкор или ню-метал. Если первый сольный альбом Танкяна, «Elect the Dead», ещё мало отличался стилистически от «групповых» пластинок, то в дальнейшем Серж явно насытился стандартным «Системовским»
саундом и пустился в эксперименты – от симфонической музыки до джаза. И
то верно – сколько же можно проигрывать раз за разом одну и ту же
бесконечную пластинку?
Тяготение Сержа к классической музыке
(пусть и в своём, характерном прочтении) отразится и на его грядущем
концерте в Санкт-Петербурге – в БКЗ «Октябрьский» музыкант выступит с симфоническим оркестром, исполнив песни с «академического» альбома «Orca» и симфонической версии своего дебютника «Elect the Dead».
28 сентября, 19:00
Концертный зал Октябрьский
Лиговский просп., 6 (м. Площадь Восстания)
(812) 275-13-00, 275-13-11, 275-12-73
|