Если мы заведём речь о современной российской музыке, то какие жанры в первую очередь нам вспомнятся? Традиционная попса,
играемая на праздничных концертах телеканала «Россия». Русский рок во
всех его многочисленных итерациях – от «Машины Времени» до «Умытурман».
Пётр Ильич Чайковский – не современный, но вспоминается автоматически.
Русский рэп (в первую очередь те исполнители, которых в кругах любителей рэпа даже обсуждать как-то неприлично). «Владимирский централ» и сакраментальные «Воровайки» в каждой маршрутке.
Электронная
музыка на ум придёт в числе самых распоследних, когда вы уже будете
мучительно скрести по сусекам памяти знакомые музыкальные названия. И
впрямь: коль скоро вы не любите поп-музыку, то имя и другие признаки,
скажем, Анны Семенович вспомните наверняка сразу – даже если ни одной её
песни не назовёте. А вот попробуйте вспомнить название российской
электронной группы, если для вас и сам жанр – тёмный лес?
Едва ли навскидку назовёте.
Это всё не слишком удивительно. Электроника, если не брать в расчёт дискотечно-ремиксовую примитивщину
– жанр сложный, экспериментальный, и потому в процентном соотношении у
него поклонников будет поменьше (и прилично поменьше), чем у других
направлений, более «слушабельных» и с
меньшим, так сказать, «порогом вхождения». В этом нет ничего
предосудительного, и не стоит снисходительно кивать на «отсталую Россию»
- за рубежом точно так же «Металлику» знает гораздо больше людей, чем
не менее значимый для своего жанра «Aphex Twin». Это вполне нормально.
Да что там: даже собственно название стиля IDM
многим настоящим меломанам покажется скорее названием какого-то
старинного лампового компьютера, нежели музыкальным стилем. А между тем
это именно и есть музыкальный стиль, в электронной среде весьма
популярный. Играют его многие по-настоящему выдающиеся музыканты:
помянутый выше «Aphex Twin», «The Orb», «Squarepusher»; элементы этой музыки используют самые прогрессивные рокеры вроде «Radiohead»; а главная отечественная группа этого направления – питерский дуэт Александра Зайцева и Ильи Барамия «Ёлочные игрушки».
Вообще IDM расшифровывается как «Intelligent Dance Music» - название, которое тот же Эйфекс Твин, один из основоположников жанра, сильно критиковал. И впрямь: если слово «intelligent» вряд ли вызывает какие-то сомнения (это действительно не плясовое «умца-умца»), то вот уже слово «dance»
сомнения таки вызывает, причём очень серьёзные: под многие
IDM-композиции плясать, мягко говоря, не совсем хочется. Впрочем, это
обычная история: инди-рок тоже далеко не всегда пишется на независимых
(как следует из названия) лейблах.
Вот
и у «Ёлочных игрушек»: музыка, безусловно, умная, но назвать её
однозначно танцевальной – вряд ли получится. Впрочем, кто-то танцует и
под дрон-эмбиент… Тем не менее, Зайцев и Барамия над названиями и
дефинициями не заморачиваются: зачем играться в энциклопедические определения, если можно писать музыку, к тому аналогов в России практически не имеющую?
За рубежом музыка в жанре IDM записывается, например, на знаменитых лейблах «Warp Records» и «Ninja Tune»
- это столпы британской (да и не только) электроники, и музыкантов,
которые пишутся на этих студиях, без труда назовёт любой, кто хоть
немного «в теме». Поэтому очень характерно, что и история «Игрушек»
ведёт отсчёт именно с увлечения Зайцева и Барамия музыкой с этих лейблов. Собственно, и первый альбом музыкантов, «EU soft», лежит вполне в русле идей, пропагандируемых этими двумя лейблами. Неудивительно, что за границей (в той же Великобритании) группу принимают очень тепло.
Кстати
говоря, ещё одна важная особенность «Ёлочных игрушек» - это готовность
дуэта участвовать во всевозможных сайд-проектах, которые нередко
беспрецедентны по своему уровню. Не будь «Игрушек» - и не появились бы
такие выдающиеся группы как «2H Company»
(одна из самых странных и нетипичных хип-хоп-команд в стране, к
сожалению, распавшаяся) и «Самое Большое Простое Число» - уникальная
группа, где на отстранённый, аскетичный «игрушечный» саунд ложится глубокая многослойная лирика питерца
Кирилла Иванова. Собственно говоря, многие вообще воспринимают все эти
группы как один большой проект, в чём даже есть некоторая доля правды.
«Игрушки» сейчас – одна из самых востребованных российских электронных групп, настоящий хедлайнер.
Концертирует группа не только в России, но и за границей, где
пользуется не меньшим успехом. Что важно, «Игрушки», уже открывшие для
России немало знаковых исполнителей (того же Михаила Феничева – бывшего вокалиста «2H Company»,
теперь основавшего группу «Есть Есть Есть»), не прекращают своей
«алло_мы_ищем_таланты»-деятельности – на их концертах постоянно можно
увидеть выступления молодых музыкантов, которые обещаются вырасти в
кого-то серьёзного – чутьё на таланты у «Игрушек» есть.
29 августа, 20:00
Музей "Эрарта"
29-я линия В.О., 2, ст. м. Приморская, Василеостровская
(812) 324 08 09
|