90-е годы подарили мировой музыке множество замечательных новых стилей, которые оказали влияние на всё, что появлялось после них. Например, гранж-революция в США и расцвет ганста-рэпа там же, а позже — зарождение всяческих металкоров и ню-металов. Вдохновенный безумец Джон Зорн конструировал такой неслыханный неоджаз, какой луизианские чернокожие музыканты в XIX веке в страшном сне бы себе не представили – между тем, на него теперь равняется огромное количество джазовых авангардистов. «Prodigy» изобрели танцевальную музыку заново, а «Coil» независимо от них сделали то же самое, но совсем по-другому. И так далее – перечислять смысла нет, потому что новшеств в музыке 90-х действительно было порядочно. Даже более чем.
Основная масса этих новшеств шла с американского музыкального поля, но и Старому Свету было чем похвастаться. Например, в начале десятилетия тихо и без особой помпы в портовом английском городе Бристоль зародился один из важнейших жанров поколения. Три кита, на которых зиждился новый жанр, все были родом именно из этого города на юго-западе Англии, отчего трип-хоп очень часто именуют «бристольским саундом» – хотя понятно, что это обозначение очень условное: ну каким боком московскую группу «Rekevin» можно отнести к «бристольской волне»? А ведь она играет трип-хоп более чем аутентичный.
Конечно, заслуги трёх главный исполнителей жанра так велики, что переоценить их невозможно. Эклектичные «Massive Attack», которым в равной мере удавались чисто дискотечные номера, мрачные атмосферные нашёптывания и великолепный неосоул; «Portishead» с красивейшей музыкой, неповторимым вокалом Бет Гиббонс и растянувшейся в бесконечность нотой холодного отчаяния; наконец, совершенно несусветный Трики, которого вообще адекватно описать невозможно, а надо только слушать...
Но был бы мёртвым жанр, который опирается только на пару-тройку исполнителей, даже если каждый из них – жемчуг редкой красоты. Так и трип-хоп, который породил огромное количество артистов – как откровенной халтуры, превратившей революционный жанр в нечто мутное и малоосмысленное, так и вполне удачных, которые таки не дали жанру пропасть совсем. Даже если не идти по стопам одного известного журнала, записавшего в «тончайший трагический трип-хоп» песню «Иванушек Int.» «Облака» – и то приличных даунтемповых исполнителей наберётся весьма внушительный отряд.
Одной из таких групп, не столь известных, как великий бристольский триумвират, но всё же интересных и самобытных, является группа «Lamb». Образовалась она, по заветам классиков, в Англии, намного севернее Бристоля, впрочем, – в Манчестере. Более того, даже фамилия её основателя Энди Барлоу загадочно рифмуется с фамилией основателя «Portishead» Джеффа Барроу, из чего следует ряд далеко идущих выводов. Ладно, это уже звучит несколько натянуто, но факт остаётся фактом – трип-хоп манкунианцы играют совершенно аутентичный и вполне «бристольский» по духу.
Сам по себе жанр «трип-хоп» человек несведущий может по названию запросто спутать с хип-хопом — и это, в общем, имеет некоторые основания, хотя довольно глубоко зарытые — ну где, спрашивается, «Sour times» и где рэпперский речитативчик про разборки в Южном Бронксе? Однако кое-что общее с альтернативным рэпом вроде «The Roots» или «Gang Starr» у трип-хопа действительно имеется: например, тотальное использование сэмплов, в том числе из джаза или соула. А некоторые треки «Massive Attack» по своему звучанию вполне себе напоминают очень странный и нетипичный рэп.
К «Lamb» это относится довольно опосредованно. Хотя группа образовалась в 1996-м году, когда трип-хоп был на коне и никто не собирался чинить то, что не сломано, – однако Барлоу и вокалистка Луиза Роудс решили пойти своим путём и никого не копировать, а искать собственный стиль.
Если проводить аналогии с творчеством бристольской тройки, то музыка «Lamb» более всего схожа с третьим альбомом «Portishead»: то был трип-хоп новаторский, реформаторский, записанный в 2008-м году, когда Гиббонс и её коллегам стало уже очевидно, что жанр застоялся и требует вливания свежей крови. Манчестерская группа предвосхитила этот поворот ещё в середине девяностых: их ломаные и не особо засэмплированные ритмы с периодическим креном то в драм-н-бэйс, то даже в эмбиент, звучали очень нетипично. Если их что и роднило с «классическим» трип-хопом, так это, пожалуй, вокал Луизы Роудс – отстранённый, холодно-нежный (взаимоисключающие параграфы, но это действительно так), вызывающий воспоминания о лучших партиях Бет Гиббонс, Лиз Фрэйзер и Мартины Топли-Бёрд.
Такой подход смущал консервативное трип-хоповое комьюнити, которое требовало традиционной концентрированной меланхолии. Поэтому «Lamb» сначала не поняли так же, как позже не поняли тот самый третий альбом «Portishead». На некоторое время группа даже распалась — Роудс отправилась в одиночное плавание и записывалась преимущественно с артистами с лейбла «Ninja Tune» (например, чудесной «Cinematic Orchestra»). Однако хороший вкус всё-таки победил замшелых традиционалистов, и в 2010-м группа воссоединилась к вящей радости фанатов - ведь качественного трип-хопа много не бывает, а уж в наши дни и подавно.
29 марта, 20:00
Клуб Зал ожидания
наб. Обводного канала, 118, ТРЦ «Варшавский экспресс» (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 333-10-68, 777-05-05
|