Российская экспериментальная музыка – направление дьявольски перспективное и развитое, но, к сожалению, знакомое немногим, за пределы своего узкого круга практически не выходящее. С одной стороны, это, пожалуй, логично: продукт это явно не массового потребления, не мейнстрим. С другой стороны, на Западе давно уже научились совмещать эти два полюса – причём так удачно, что никому такое совмещение не кажется противоестественным.
Крупнейшие исполнители западной авангардной музыки давно уже пишут саундтреки к голливудским блокбастерам и, в общем, являются настоящими звёздами – в хорошем, правильном смысле этого слова. Огромная популярность таких весьма непростых групп, как, скажем, «Dead Can Dance» или «Coil» - тому свидетельство.
В нашем отечестве ситуация с «музыкой не для всех» куда менее радужная – если не сказать «удручающая». «Крайне узок круг этих революционеров»: преодолеть барьер и выбраться из своего уютного болотца у них получается далеко не всегда. Конечно, далеко не все наши авангардные музыканты находят это чем-то обескураживающим: в конце концов, андерграунд – он на то и андерграунд. Однако такое положение вещей устраивает далеко не всех, и многие деятели активного музыкального авангарда весьма активно ищут выход из этой ситуации.
Лучше многих других это удаётся культовой питерской группе «Teodor Bastard», существующей формально с 1996-го года, но фактически, в своём нынешнем виде, берущей отсчёт с 1998-го. Именно тогда к авангардным шумовым «индустриальщикам» Фёдору Сволочи и Александру Старостину присоединилась одна из самых ярких (даже в плане внешности) вокалисток российской музыки – Яна Вева. Первый свой концерт ещё безымянная группа дала, что символично, в питерской Галерее Экспериментального звука. Результат был таким мощным и перспективным, что музыканты немедленно поняли – проектом-однодневкой их группа не будет.
Концепция группы продумывалась долго и несколько раз менялась почти до основания - как это, собственно, вытекает из самой сути экспериментальной музыки. Изначально «лицо» коллектива, удивительная Яна Вева была только гитаристкой – её неповторимый вокал был оценен полностью гораздо позже, зато стал, так сказать, константой группы, её стержневым элементом. Количество жанров, чьи наработки так или иначе используются группой, подсчёту не поддаётся: это и этериал, и фолк-рок, и готика, и индастриал, и дарк-фолк, и эмбиент… Все эти жанры плавятся в одном общем тигле, рождая на выходе что-то совершенно своеобразное и ни с чем не сравнимое.
Сравнивать, впрочем, пытаются постоянно – и с какими именами: с «Dead can dance», с «Current 93» - даже с «Мельницей»! Зерно истины в этом, безусловно, есть. Однако механически сводить творческий метод «Teodor Bastard» к сборной солянке из лучших «фишек» десятка разноплановых групп – в корне неверно. Только «Teodor Bastard» удаётся поразительным образом сочетать классический готик-рок или индастриал в лучших традициях «NON» с каким-то корневым славянским чувством, рождающим в генетической памяти смутные воспоминания о языческих капищах дохристианской Руси.
За годы существования группа записала более двенадцати альбомов – правда, конкретно «теодоровскими» могут называться только те, что были записаны при участии Яны Вевы. И хотя Фёдор Сволочь остаётся бессменным идеологом и главной «движущей силой» группы – всё же крайне любопытно наблюдать за тем, как изменялась музыка группы пропорционально возрастанию роли в ней новой вокалистки. Если ранний «Teodor Bastard» - классический нойз-индастриал, близкий по звучанию к экспериментам молодого Джона Бэланса или Бойда Райса, то поздняя музыка группы похожа странной, хрупкой красотой на горную реку –ледяную, прозрачную, утоляющую жажду и освежающую. И при этом от своих «индустриальных» корней группа отказываться не собирается: ведь таким убеждённым новаторам, как «Teodor Bastard» неинтересно застаиваться в каком-то одном контексте. Горная река текуча и изменчива.
Концерт группы в клубе «Dada» обещает стать весьма неординарным. Это, конечно, можно отнести к любому их концерту, однако это выступление выделяется особенно интересной задумкой. Музыканты «Teodor Bastard» приготовили для своих слушателей концерт практически тишайшей, камерной музыки с инструментами, которые на их концертах звучат не так уж часто. Именно для этого приглашены и special guests – звезда мульти-инструментальной музыки Филипп Барский и виолончелист Владимир Белов.
29 марта 2013, 20:00
Клуб "Dada"
Гороховая, 47 (м. Сенная площадь, Садовая)
8-921-424-39-69
|