Воспоминания о былом – это, конечно, хорошо и здорово. Очень приятно слушать группу, которую слушал лет пятнадцать назад, вспоминать, что вот под эту песню в кассетном плеере ты всю ночь гулял по городу с любимой девушкой; а вот эта у тебя опять-таки была в плеере, когда ты вприпрыжку шёл из института после успешной сдачи диплома. И даже если ты последние десять лет этих песен не слышал ни разу – то тем приятней будет освежить те полузабытые чувства.
Но было бы ошибкой думать, будто авторитет некоторых групп зиждется только на старых ностальгических нотках – пускай приятных, но изрядно побитых молью. Можно сказать, что это беда тех самых коллективов – то, что их воспринимают лишь как приятное приложение к воспоминаниям об ушедшей молодости.
Самое забавное, что касается всё это преимущественно нашей отчизны – за рубежом подобные ностальгические группы из 80-х воспринимаются совершенно актуальными. Разумеется, в том случае, когда они ведут активную деятельность. Так что, если нормально функционирующая действующая группа, которая выпускает альбомы и даёт концерты, воспринимается нами только как привет из прошлого и группа одной-единственной песни – что ж, это только наши проблемы, разве нет?
Само собой, нет смысла отрицать, что есть множество групп, которые лет сорок назад когда-то гремели по всему миру, а теперь, с наполовину обновлённым составом, заколачивают у нас деньги на год вперёд, участвуя в новогодних ретро-вечеринках. Эти команды не записывают новых пластинок, не выпускают новых синглов, а если и участвуют в концертах (как правило, сборных), то исключительно со старыми суперхитами. Осуждать их за это, конечно, не стоит – у каждого свой путь, в конце концов. Но всё-таки намного приятней осознавать, что многие исполнители таким путём идти не хотят.
Вот, скажем, легендарная группа «Scorpions». К словам вроде «великая», «легендарная» и прочим трескучим эпитетам обычно принято относиться скептически, но как раз в случае со «Скорпами» эти эпитеты применимы на все сто процентов. Удачно попавшие точнёхонько в контекст Больших Перемен со своим «Wind of Changes» (это как наша «Мы ждём перемен», только прогремевшая на весь мир), «Скорпы» могли до конца своих дней, извините, «рубить бабло», исполняя на каждом концерте эту песню по десять раз за вечер. Ну, может, изредка разбавляя её «Send Me an Angel» и парочкой других сверхударных хитов.
Но этот путь наименьшего сопротивления – вовсе не то, что позволило бы стать «Scorpions» действительно выдающейся группой, которую будут помнить ещё много лет после того, как она даст последний концерт. После «Wind of Changes» прошла четверть века, и унизительное клеймо «группы одного хита» легло бы на «Scorpions» намертво. Однако этого не произошло. Почему же?
«Scorpions» были основаны настолько давно, что это само по себе кажется чем-то невероятным: в 1965-м году. Однако человек, с которым группа ассоциируется уже много десятилетий, невысокий мужчина в культовой кепке и с выдающимися вокальными данными по имени Клаус Майне, присоединился к группе только в 1969-м – и, пожалуй, именно с этого момента можно говорить о «настоящих Скорпах» в таком виде, в каком мы их знаем и любим.
Хотя изменений в группе после этого было не перечесть – вплоть до самых радикальных. Даже не будем учитывать смены состава – это для любой рок-группы процедура чуть ли не обязательная. Но если сейчас послушать первый альбом группы, выпущенный в 1972-м году «Lonesome Crow», то можно почувствовать, пардон, когнитивный диссонанс: настолько его треки не похожи на классических хардроковых «Скорпов». Фактически, более-менее узнаваемым стиль «Scorpions» стал только к выходу второго альбома.
Но даже это было ещё не всё. Вокал Майне на первых альбомах (в том числе и культовым «Virgin Killer») может сейчас показаться каким-то «не таким», нетипичным. Это объясняется просто: болезнью голосовых связок Майне, из-за которой Клаус всерьёз задумывался над завершением певческой карьеры. Несчастье приключилось с ним в 1980-м, а уже в 1982-м был выпущен новый альбом «Blackout» - и на нём обновлённый голос лидера группы развернулся во всю свою новообретённую мощь.
Для этого Майне пришлось перенести весьма опасную операцию и долгое время восстанавливаться, но иначе было невозможно – из-за болезни певец полностью потерял голос. То, что после этого он уже тридцать лет продолжает петь на прежнем, высочайшем уровне – достижение, которое можно назвать по-настоящему уникальным.
В свой прощальный тур музыканты «Scorpions» отправились ещё в в 2010-м году, но так просто сцена их отпустить не могла: столь долгая и прекрасная история не должна была завершиться так вот запросто. Так что тур пришлось продлить аж на три года. Однако в этом году финальное турне всё же заканчивается – значит, у поклонников группы есть, возможно, последняя возможность увидеть кумиров на сцене.
29 октября, 20:00
СС Ледовый дворец
пр. Пятилеток, 1 (м. Проспект Большевиков)
(812) 718-66-20, 718-66-22
|