Российский хип-хоп по большей части живёт в каком-то своём, особом мире –
слегка абсурдном и даже диковатом. Кажется, что эта музыка в наших
реалиях не имеет ни малейшего шанса на успех. В конце концов, что может быть дальше от наших реалий, чем суровая экзистенция бандитствующих негров из нью-йоркского гетто, которые носят футболки на три размера больше, чем нужно, устраивают перестрелки в пригородах и размеренным речитативом рассказывают о своей нелёгкой жизни.
Однако, как ни странно, эта самая экзистенция оказалась на удивления родной и понятной простому русскому пацану с окраины. Видимо, разница между американским гетто и среднестатистическим спальным районом велика только в географическом плане. Поэтому отечественный хип-хоп потихоньку, следуя за своим старшим заокеанским братом, выбрался из подполья и стал отвоёвывать своё место по-настоящему, жёстко и бескомпромиссно – как это и принято в суровой рэп-среде.
Правда, иногда это выглядит немного забавно. В упрёк русскому рэпу зачастую ставят его вторичность, что, что он не имеет своего лица, а лишь пытается влезть в ту самую футболку на три размера больше. Печально это сознавать, но во многих своих проявлениях он именно так и выглядит. Впрочем, всё это вполне объяснимо – болезни роста, как-никак… В конце концов, российскому хип-хопу меньше двадцати лет, а зарождался он в таких диких условиях, когда говорить о какой-то целостности жанра было нелепо.
Впрочем, сейчас легко эти самые условия ругать, но вместе с водой можно выплеснуть и всё хорошее, что могло появиться на российской рэп-сцене ИМЕННО в той обстановке и никогда больше. Такое количество самобытнейших явлений на ней – столь же яркая примета отечественного шоубиза 90-х годов, как и деятельность, допустим, Сергея Крылова. Сравнение довольно смелое, но правомерное, если вспомнить, что русский рэп начала 90-х – это не столько даже суровая читка правильных парней из «Bad Balance», сколько гениальное в своём вдохновенном безумстве творчестве Богдана Титомира.
Помянутый Титомир, впрочем, отличился, в основном, как медиа-персона – что-то наподобие теперешнего культурного терроризма от Никиты Джигурды. А вот группа «Мальчишник» и творчество её лидера Андрея Лысикова, также известного как Дельфин – это уже самое настоящее музыкальное явление, и, по меркам российской сцены, явление выдающееся.
Для тогдашней нашей музыки, ещё не освободившейся окончательно от идеологических шор и погрязшей в мутной околополитической «движухе», провокационно-развязные песни «Мальчишника» стали чем-то вроде творчества «Sex Pistols» для консервативного британского рока 70-х. Треки «Мальчишника», посвящённые, как бы сказать помягче, некоторым нюансам взаимоотношений между полами, были чем-то таким, чего в нашей стране ещё не было – во всяком случае, не в таких масштабах, не с такой степенью известности. Известность это, конечно, была несколько сомнительной – нечто вроде слетевшего с нарезки Юры Шатунова, только читающего прогрессивный рэп и играющего на менее романтических струнах.
Слава «Мальчишника», яркая и громкая, конечно, не могла быть долгоиграющей. Такие коллективы чаще всего живут как мотыльки, красиво, но уж очень недолго. Это предопределено кармически: в конце концов, исполнять разнузданные песни в стиле «Поговорим о сексе» (название альбома «Мальчишника») для взрослых людей со временем становится как-то несуразно (в какой-то момент это поняла даже «Дискотека Авария», переключившаяся с провокативной лирики на честный попсовый евродэнс). Дельфин это осознал куда раньше своих коллег, которые, слегка застряв в 90-х, попытались оживть труп, назвав его «Мальчишник-2». Самого же Дельфина к тому моменту волновали уже более серьёзные темы.
Дельфин занялся сольным творчеством в 1997-м, и если многочисленные поклонники и ждали от него разухабистых рэп-частушек на секс-тематику, то музыкант вовсе не собирался оправдывать эти ожидания. Уже первый альбом Дельфина, «Не в фокусе», продемонстрировал, что певец уже серьёзно перерос и уровень «Мальчишника», и вообще средний уровень русской рэп-сцены. Музыка Лысикова, технически разнообразная, изощрённая, плавающая на стыке хип-хопа и альтернативы, сильно отличалось и от традиционного рэпа «Бэд Бэланс», и от ломовых приёмчиков «Мальчишника».
Дельфину уже давно не просто бывший музыкант «Мальчишника». Про бывшую группу Андрея сейчас едва ли кто часто вспоминает, а вот Дельфин – один из самых авторитетных российских рок- и рэп-музыкантов. Концерт Дельфина в «Космонавте» 29 сентября примечателен тем, что в этот день певцу исполняется 42 года. Так что в этот день у вас есть прекрасная возможность не только сходить на концерт отличного исполнителя, но и поздравить его с днём рождения.
29 сентября, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|