Так нередко бывает в мировой музыкальной истории: когда жанр, изначально бывший сугубо этническим, со временем перерастает эти рамки и становится общемузыкальным феноменом. И началось это задолго до новомодного увлечения этникой, «world music», задолго до Питера Гэбриэла и Дэвида Бирна. Конкретной точки отсчёта, наверное, никто не назовёт, но одно точно – распространение в конце XIX века таких музыкальных жанров как джаз и блюз этому сильно поспособствовало.
Оба этих жанра родились в Соединённых Штатах в среде темнокожих рабов – впрочем, так уместней говорить, скорее, о блюзе, поскольку до возникновения джаза ещё было далеко. Правда, и сам блюз как таковой тогда ещё был в зародыше – он ещё только строился и даже, собственно говоря, названия не имел. Даже у самих рабов были больше распространены такие жанры как спиричуэлс и филд-холлер. Впрочем, первоосновой блюза как раз они и стали.
Невольничья жизнь была тяжела настолько, что нам сейчас трудно это представить в должной мере – даже на удивление аутентичный сериал «Рабыня Изаура» не даёт полной картины (впрочем, в Южной Америке с рабством вообще был полный беспредел, так что показать всё как есть там просто не могли). Естественно, это наложило свой отпечаток на тематику блюзовых текстов – по степени их беспросветной мрачности они легко оставляют позади все новомодные готические песни.
И хотя по-настоящему блюз оформился как направление уже в конце 19-го столетия (а сам термин стали использовать вообще только в период Первой Мировой) – но тяжкая и бесправная жизнь негритянского населения США наложила на жанр нестираемый отпечаток. Классическое определение блюза из фильма «Перекрёсток» - «Когда хорошему человеку плохо» - соответствует основной массе блюзовой музыки на все сто.
И, разумеется, в определённый момент стало понятно, что в узких рамках традиционной негритянской культуры новому направлению не удержаться: это не спиричуэлс и не госпел – музыка религиозной направленности, которую исполнять где-нибудь в алабамском баре было бы, мягко говоря, неуместно. Иное дело – блюз, который мог послушать любой белый рабочий с линии Мэйсона-Диксона, пропустив стаканчик бурбона и поняв, что у кого-то жизнь, пожалуй, ещё беспросветней, чем у него. Что же в итоге? Блюз стали петь белые. И одним из них (да ещё и в ранге мировой знаменитости) стал Джо Кокер.
Кокер к Америке имел отношение только то, что сами США некогда основали английские переселенцы. Он родился в Северной Англии и, казалось бы, меланхоличные бормотания подвыпивших чернокожих блюзменов на него никакого влияния оказать не могли. Но это только на первый взгляд. Уже первая группа Кокера, которую он собрал в 17 лет, исполняла преимущественно хиты чернокожих титанов рок-н-ролла, соула и ритм-н-блюза – Рэя Чарльза, Чака Берри, Би Би Кинга.
Конечно, многие молодые исполнители со временем меняют певческую манеру, стиль и жанровую направленность своей музыки, причём зачастую радикально. Тот же Джонни Кэш всю жизнь мечтал исполнять госпелы и позиционировал себя как исполнителя христианской музыки – а прославился исключительно как певец в стиле кантри и рокабилли. Но с Джо Кокером эта история не повторилась – он любил блюз чуть ли не сызмальства, и знаменит стал именно благодаря этому жанру.
Конечно, Кокер не пел только «чистый» блюз (как и другой великий музыкальный страдалец Том Уэйтс, которого иногда – и совершенно безосновательно – записываю в «чистые» блюзмены). Кокер создал прекрасный синтез блюза и рок-музыки – и первой волне популярности певец был обязан именно этому блюз-року. Однако когда великолепный вокал раннего Кокера стал слабнуть и вскоре превратился в совершенно хриплый баритон – певец не опустил руки, а просто сменил стиль. В конце концов, как ещё петь страдающему хорошему человеку, если не хриплым баритоном?
Несмотря на вроде бы солидный возраст (через год певцу стукнет 70), Кокер не собирается уходить на покой, продолжая выпускать пластинки едва ли не раз в год. И пусть его голос уже не способен выдавать такие мощные рулады, как 30 лет назад: русскому человеку, воспитанному на Высоцком, задушевная хрипотца только в плюс. Последний на данный момент альбом – «Fire It Up» - вышел совсем недавно – менее полугода назад.
3 июня 2013, 20:00
Ледовый дворец
просп. Пятилеток, 1, ст. м. Проспект Большевиков
(812) 718-66-20, 718-66-22
|