Если взять обычного российского мужчину, который музыку слушает в основном на «Радио Шансон» в маршрутке по дороге на работу, и спросить его – что такое «евродэнс», он, вполне вероятно, лишь недоумённо разведёт руками. Однако если детство-отрочество-юность сего мужа пришлись на время «ревущих девяностых», его представления о евродэнсе уже станут куда отчётливей. Достаточно будет сказать – «Дружище, ну «Ace of base», «Bad Boys Blue», Капитан Джек, Джон Скэтман, наконец!» - и вы увидите в глазах собеседника мучительно разгорающееся озарение: «Да-да-да-да-да! «Е-тайп» же! I’m calling, I’m calling your name! ».
И действительно: в девяностых европейская танцевальная музыка вознеслась, пожалуй, на свой самый высокий пик. Не счесть групп, которые двадцать лет назад добивались ошеломительного успеха на этом поле. И ведь это всё не одноразовые группёшки из разряда «продюсерских проектов», предназначенных в первую и в последнюю очередь для быстрого, извините, «рубления бабла». Нет – это настоящие тайтлы класса А.
И не беда, что многие из этих групп нынче кормятся в основном выступлениями на ностальгических новогодних вечеринках типа «Дискотека 80-х» на благодарных российских телеканалах. Музыкальные тренды изменчивы, и то, что сегодня может нам казаться умилительно древним и нафталиновым, завтра попадёт на You-Tube и соберёт полтора миллиарда подписчиков. Ну а евродэнс – он и не думал умирать, в общем-то: он просто плавно перетёк в новые формы.
При всём при этом существуют настоящие титаны жанра, которые уже два-три десятка лет продолжают упорно гнуть свою линию. С одной стороны, они не «прогибаются под изменчивый мир», с другой – продолжают развиваться, почему и опасность застоя им не грозит. А тем более если они не ограничиваются одним евродэнсом (каким бы разнообразным он ни был), а ведут активную силовую разведку и в других направлениях. И если эти люди по-прежнему сверхпопулярны не только на российских ретро-сейшшнах, но и у себя на родине – в Англии, да и в США, - значит, им в консерватории у себя менять ничего не нужно. Имя этой группе – «Pet Shop Boys».
«Но позвольте, - воскликнет тут наш собеседник из первого абзаца, - какой же это евродэнс, когда это самый что ни на есть синти-поп?!». С нашим любознательным меломаном трудно не согласиться, но с одной существенной оговоркой. Британский коллектив никогда не причислял себя строго к одному направлению, экспериментируя на стыке множества жанровых полей – и за точку отсчёта брал просто танцевальную музыку как таковую. Да и, собственно, сам синтезаторный синти-поп имеет с евродэнсом немало точек соприкосновения; как ни парадоксально звучит, но между «Depeche Mode» и группой «Aqua» куда больше общего, чем кажется на первый взгляд…
История «Pet Shop Boys», как и все великие музыкальные истории, поначалу была цепью случайностей и совпадений: случайно познакомились в музыкальном магазине Нил Теннант и Крис Лоу, случайно оказалось, что оба любят «умную» танцевальную музыку (тот же «Kraftwerk») с упором на электронику, случайно Теннант работал музыкальным журналистом, что помогло ему завести много важнейших знакомств в индустрии. Случайности…
Но случайности срабатывают в начале пути; тридцатилетнюю карьеру, которая до сих пор знаменуется попаданиями в британские и американские чарты, на одних совпадениях и благосклонности Фортуны не построишь. Нужна постоянная работа, поиск, как бы банально это ни прозвучало – самосовершенствование. И упрекнуть «Pet Shop Boys» в отсутствии всего этого невозможно.
Британцы постоянно создавали что-то новое: их упрекали в закрытости и нелюбви к концертным выступлениям – они в ответ создавали настоящие театрализованные шоу в традициях чуть ли не арт-рока. Им говорили, что они много лет поют одну и ту же бесконечную песню – а они брали и записывали радикально иную по звучанию пластинку «Behaviour» вместе с Джоном Марром и Анджело Бадаламенти. На каждую реплику, которая может хоть как-то посягнуть на их музыкальную состоятельность, Теннант и Лоу отвечают так убедительно, что становится понятно – эти люди ещё не скоро скажут своё последнее слово в евро-поп-музыке.
Нашей стране «Pet Shop Boys» далеко не чужды – вспомнить хотя бы знаменитый клип «Go West», снятый на Красной площади. Впервые в России британцы выступили в далёком 98-м году – а в этот раз приедут в Санкт-Петербург с материалом нового альбома «Elysium».
3 июня 2013, 19:00
Концертный зал Октябрьский
Лиговский просп., 6, ст. м. Площадь Восстания
(812) 275-13-00, 275-13-11
|