Максима «Лучше всех у нас ракеты и балет» не зря получила в своё время широкое хождение: ведь с этими двумя вещами в нашем отечестве традиционно был всегда полный порядок. Даже в кромешном ужасе 90-х годов российская оборонка и российские же мастера балета пользовались в мире заслуженной славой, даже если на собственной родине оказывались невостребованными. Больше того: на Западе именно звёзды российского театрального цеха всегда были тем мерилом, по которому оценивалась наша культура.
Слово «балет» здесь – скорее собирательное: российский театр и академическая музыка стоят на таких же крепких позициях, и уходить с них не намерены, какая бы катастрофическая ситуация ни сложилась в других сферах искусства. Российские артисты постоянно выступают в «ла скалах» и «ковент-гарденах», собирая аншлаги даже в тех случаях, когда собравшиеся театралы ни слова не понимают по-русски. Такие люди как Владимир Спиваков, Анна Нетребко, Николай Цискаридзе, Диана Вишнёва – не просто большие звёзды российской культуры: это в буквальном смысле её, культуры, лицо.
Раз уж мы в предыдущем абзаце упомянули Вишневу и Нетребко, то нельзя не сказать подробней и про их alma mater – Мариинский театр. Количество великих артистов, взращённых «Мариинкой» или в разное время в ней выступавших, не поддаётся никакому подсчёту: Леонид Собинов, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, last but not least – Фёдор Шаляпин… Вот и сейчас артисты балетной и оперной трупп театра – одни из самых востребованных мастеров своих амплуа.
Конечно же, есть много факторов, без которых любой театр никогда не поднимется выше гоголевского провинциального театра из «Мёртвых душ», где «давалась драма г. Коцебу, в которой Ролла играл г. Поплёвин, а Кору – девица Зяблова». Но, каким бы ни был размах декораций, состав труппы, какими бы мощными ни были позиции режиссёров и хореографов – главная роль в театре всегда принадлежит его художественному руководителю. И именно масштаб его личности зачастую и позволяет театру достигать стратосферных высот и навсегда оставаться запечатленным в истории.
В случае с Мариинским театром это тем более верно: ведь пост его художественного руководителя и главного дирижёра вот уже 25 лет занимает настоящая легенда мировой оркестровой и оперной сцены – Валерий Гергиев. Великий дирижёр стал главным дирижёром тогда ещё Кировского театра в далёком 1988-м году и остаётся им по сей день. Это, к слову, автоматически означает, что, помимо выдающегося музыкального таланта, Гергиев оказался и блестящим администратором, проведшим свой величественный корабль в обход всех айсбергов ревущих 90-х годов. И то, что Мариинский театр не только не утратил своих позиций, но и преумножил успех, оставаясь одним из флагманов мирового театра, – огромная заслуга и одно из главнейших достижений Валерия Гергиева.
На Западе Гергиев пользуется авторитетом не меньшим, нежели в России. И это не просто какая-то субьективно-метафизическая «известность»: в 2007-м году Валерию Абисаловичу была доверена высокая честь – возглавить Лондонский симфонический оркестр, один из крупнейших и известнейших мировых оркестровых ансамблей. И не только: как приглашённый дирижёр, Гергиев долгое время сотрудничал с такими гигантами как Роттердамский филармонический оркестр и Метрополитен-опера. И даже этим список постов Гергиева не исчерпывается: огромное трудолюбие и разносторонность позволяют ему, не прекращая занятий музыкой, быть деканом факультета искусств одного из крупнейших отечественных ВУЗов – СпбГУ.
3 марта в концертном зале Мариинского театра прозвучит одна из самых новаторских и неординарных опер первой половины XIX века – опера Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини» в концертном исполнении хора и симфонического оркестра. Вольное жизнеописание одного из величайших мастеров искусств эпохи Возрождения, исполненное под руководством не меньшей по масштабу личности (а Гергиев, разумеется, будет дирижировать оркестром) – великолепный повод посетить Мариинский театр.
3 марта 2013 г., 19:00
Концертный зал Мариинского театра
Декабристов, 37 (м. Сенная площадь, Садовая)
(812) 326-41-41
|