Говорить про неспадающую популярность ретро-музыки вроде и не следует: в конце концов, не так уж много народу всерьёз слушает какие-нибудь госпелы 30-х годов или даже классический рок-н-ролл от Фэтса Домино или Литтл Ричарда. Да и само это определение довольно размытое: где провести грань между ретро и не-ретро? Ведь уже и музыку конца 90-х многие ничтоже сумняшеся записывают в разряд ретро, а более ранние периоды обзывают красивым словом «винтаж», которое к музыке, вообще-то, не очень применимо...
Но вот ретро-стилистика популярна всегда, причём совершенно не имеет значения, какая именно. Здесь и сорокалетние мужики в пионерских галстуках, вздумавшие сыграть на ностальгических струнах, и студенты, устраивающие вечеринку в духе «Чикаго 30-х» - с непременными гетрами, шляпами и сигариллами в длинных мундштуках.
Групп, которые эксплуатируют ретро-стилистику, тоже как будто бы много. Их основная проблема — в том, что зачастую они так навсегда в этой нише и остаются. Если достаточно вкуса и музыкальной эрудиции — играя по-настоящему раритетную музыку вроде каких-нибудь ветхозаветных свингов; если и с тем и с другим напряжёнка — так и будут «лабать» унылейшие вариации на тему «дискотека восьмидесятых». В общем, стремление по-настоящему развиваться, менять почерк, не засиживаться на антресолях среди пыли, паутин и неизвестности — это удел единиц.
Группа «Браво» - как раз из этих самых единиц. Вот уж кого никак не упрекнуть в замшелости и застое! Да, конечно, вскарабкались на пик москвичи, активно используя ретро-атрибутику — но удержаться на этой вершине с помощью одних только старых методов было бы ой как непросто. А коль скоро «Браво» остаётся одной из популярнейших российских групп уже тридцать лет — то явно дело тут не в паразитировании на одном, набившем оскомину, образе романтического стиляги. Тут виден истинный талант и желание постоянно работать над собой.
«Браво» действительно празднует в этом году тридцатилетний юбилей — поверить в это довольно трудно, потому что ничего старческого, никаких признаков усталости и дряхлости в творчестве группы не прослеживается. Что самое интересное — сама группа за эти десятилетия менялась вроде бы до неузнаваемости, от творческого почерка до вокалиста (а они в «Браво» всегда были яркие и совершенно не похожие друг на друга) — а спутать москвичей с какой-нибудь другой командой невозможно. Если группа обрела своё лицо — то это уже навсегда.
Создана «Браво» была в 1983-м году московским музыкантом Евгением Хавтаном — именно он на протяжении всех этих лет остаётся сердцем и мозгом коллектива, вне зависимости от того, кто именно на данный момент исполняет роль голосовых связок (кстати, иногда её играет и сам Хавтан — пения он никогда не чурался). Хавтан не был новичком — до «Браво» он выступал в малоизвестной нынче группе «Постскриптум»; группа-то, может, и малоизвестная, да вот партнёром у Хавтана был не кто-нибудь, а Гарик Сукачёв — что уже само по себе звучит неплохой рекомендацией.
Вскоре, впрочем, Сукачёв решил заняться совершенно другой музыкой и основал, уже на правах полноправного властителя, группу «Бригада С» (там, правда, пришлось делиться властью с Сергеем Галаниным, но «это уже совсем другая история»). Хавтан же не унывал — готовая группа была практически собрана, оставалось только подобрать человека на вокал. И стал (стала) этим человеком солнечная и разноцветная Ивонна Андерс, которую мы все, впрочем, знаем под именем Жанна Агузарова.
Годы, проведённые в составе «Браво» - без сомнения, одни из самых удачных и продуктивных в карьере самой Жанны. Что же до группы, то неповторимое сочетание ретро-мелодий 50-60-х и одной из талантливейших отечественных певиц дало на выходе нечто бьющее рекорды популярности. Поэтому, когда разногласия между экстравагантной, тяготеющей к «альтернативе» Жанной и остальной группой стали непреодолимыми, многие пророчили «Браво» бесславный конец. Найти вокалиста, который заменит Агузарову? Немыслимо!
Хавтан, между тем, искал. Кто только не прошёл через группу в это смутное время — даже Евгений Осин, который тогда ещё не был «Девочкой-в-автомате» и записал с группой полноценный альбом, особого успеха не снискавший, но содержащий-таки парочку настоящих хитов. Впрочем, все эти искания моментально забылись, когда в коллектив пришёл пышноволосый романтик с проникновенным баритоном и немного саркастическим прищуром — Валерий Сюткин.
Это было таким точным попаданиям в десятку, что сразу стало казаться — неужели в «Браво» когда-нибудь пел кто-то другой? Сюткин идеально влился в интонацию группы, в её стилистику, половина главных суперхитов «Браво» записано именно с Валерием в качестве вокалиста. Неподражаемая концепция «новых стиляг» тоже оформилась целиком как раз в этот период.
Когда в сольное плаванье отправился уже и Валерий — вот это и впрямь стало для группы ударом. Но и тут Хавтан нашёлся — терпеливо дожидался своего часа уже претендовавший некогда на место вокалиста Роберт Ленц, который и по сей день остаётся фронтменом «Браво». Как видим, даже уход двух по-настоящему талантливых артистов не стал пробоиной, которая может пустить ко дну отличный корабль под названием «Браво». Эта элегантная яхта и сейчас на полном ходу.
3 ноября, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|