Отечественная музыка — это один из самых крепких столпов современной российской культуры. На фоне несколько сомнительной ситуации в российской литературе и вполне трагической — в кино, музыка смотрится вполне выигрышно.
Нет, упрёков нашей музыке можно, конечно, накидать вагон и маленькую (а то и большую) тележку, но всё это, вероятней всего, сведётся к банальной вкусовщине: «Почему шансон играют в полтора аккорда, а «ДДТ» не использует свистелки и дуделки, как «Jethro Tull»? Единственный по-настоящему серьёзный недостаток, который можно вменить нашей музиндустрии — это довольно слабое видовое разнообразие. И это действительно очень слабое место в нашей музыке.
Если сравнивать с Западом, то будет впору хвататься за голову: даже самый экзотический жанр вроде какого-нибудь, условно говоря, джангл-дума там представлен десятками наименований. У нас же разделение на жанры понимается как-то чересчур уж буквально, в стиле «шаг влево, шаг вправо приравниваются к побегу, конвой открывает стрельбу без предупреждения». Поэтому и стоит ветшающим монолитом, в стороне от всего и вся, русский рок, оторванный от других жанров, неспособный к синтезу — и при этом неплохо себя чувствует!
Что уж тогда говорить о жанрах менее очевидных, о группах, работающих на стыке нескольких направлений: их неизбежная участь — уходить в глубокий андерграунд, обрастая преданной, но уж очень малочисленной группой поклонников. Зачастую наши альтернативные (в широком смысле) группы быстрей и верней находят признание на Западе, чем дома.
А некоторые и вообще с трудом воспринимаются как российские команды — скажем, блистательная московская трип-хоповая группа «Rekevin», которая едва ли в чём-то уступает западным «сожанровцам», но у нас известна гораздо меньше, чем она того заслуживает.
Всё это более чем справедливо и в отношении одной из самых интересных и неординарных групп российской альтернативы — питерской команды «Theodor Bastard» («альтернатива» - не в смысле «альтернативный рок», а как противоположность мейнстриму). По степени самобытности и оригинальности эта группа едва ли найдёт себе аналоги в нашей музыке: и это не вымороченное оригинальничанье а-ля «лишь бы выпендриться» - нет, это настоящая непохожесть в лучшем смысле этого слова.
Хотя сознание музыкальных критиков всегда норовит втиснуть всю в жанровые рамки — и потому с кем только «Theodor Bastard» не сравнивали! И с «Dead Can Dance». И с «Portishead». Даже с «Мельницей». Оно, в общем-то, и понятно: дурманящая смесь на грани трип-хопа, этники, электронной психоделики, неофолка и готик-рока, с выдающимся женским вокалом и целой коллекцией самых экзотичных (в том числе и собственноручно сделанных) музыкальных инструментов — с кем их сравнивать? С кем-то одним не получится, приходится брать количеством. И всё-таки все сравнения будут, что называется, не совсем «в кассу».
Бессменные участники группы с момента её основания в 1996-м, её стержень — это вокалистка Яна Свева (мало того, что обладательница мощнейшего вокала, так ещё и одна из самых красивых женщин в российском роке) и человек с удивительным именем Фёдор Сволочь — композитор, мультиинструменталист и блестящий музыкальный эрудит, умеющий вылепить фантастическую музыку хоть из диджериду с дудуком, хоть из пустых бутылок и офисного скотча, в этом отношении похожий на великого музыкального новатора Стивена Стэплтона.
Музыка группы, богатая и многогранная, привлекает к «Бастарду» внимание крупнейших зарубежных музыкантов, таких же замечательных экспериментаторов, как и сами питерцы.К примеру, музыканты «Theodor Bastard» поработали не с кем-нибудь, а с покойным ныне Питером Кристоферсоном, участником сверхкультовой группы «Coil» - а Слизи, отличавшийся весьма критичным мышлением, абы с кем не сотрудничал. Опять же не всякую группу берут в «соавторы» легенды британской альтернативной сцены «Fun-Da-Mental» - которые, кстати, очень близки питерцам по части выразительных средств.
Кстати, неверно было бы сводить магию группы только к именам Яны и Фёдора — при всей яркости их личностей, вдвоём такого глубокого и неповторимого звука было бы не добиться (кстати, «неповторимый» - это не дежурный хвалебный эпитет, а самая что ни на есть констатация факта: повторить их звучание действительно очень трудно).
«Theodor Bastard» - это настоящий большой коллектив из пяти участников, мастеров на все руки, владеющих каким-то немыслимым количеством инструментов — и владеющих одинаково хорошо. Это и создаёт тот самый, поразительный, эффект полифоничности — когда пять ручейков вливаются в один могучий поток, и каждый привносит что-то своё.
В этом году «Theodor Bastard» альбомов не выпускал — зато в прошлом вышло сразу два (один из них, «Oikoumene”, как раз и был записан при участии британцев «Fun-Da-Mental»). И даже если вы уже слышали этот материал (пусть даже и «вживую») - забудьте об этом. Ибо пластичность и многогранность группы позволяют ей каждый раз преподносить даже старые свои песни совершенно по-новому.
3 ноября, 20:00
Концертный зал Аврора
Пироговская наб., 5/2 (м. Площадь Ленина)
(812) 907-19-17
|