Это вообще очень редко бывает – когда группа лишается своего лидера, человека, с которым она только и ассоциировалась, и при этом не распадается и не опускает руки. А самое главное – не пытается паразитировать на старом багаже.
Вот, к примеру, «Rage Against the Machine». Разругавшись с бессменным вокалистом – неистовым Заком де ла Рохой, остальные участники группы, будучи сами по себе музыкантами высшего калибра, расстраиваться не стали, а позвали в состав выдающегося рокера Криса Корнелла и основали группу «Audioslave», которая жила недолго, но ярко, а главное – не имела с «Rage Against the Machine» почти ничего общего.
С другой стороны: бывших членов «Queen» или, допустим, «Doors» неквалифицированными музыкантами никак не назовёшь, однако… Слишком резко, пожалуй, было бы назвать их бессовестными, но, глядя на то, как Манзарек/Тейлор сотоварищи, не мудрствуя лукаво, выезжают на ностальгических старых хитах, поневоле испытываешь чувство острой неловкости.
Тем приятней, что существуют всё-таки группы, которые не хотят идти по пути наименьшего сопротивления и всю жизнь кормиться на старом хите, пятикратно исполняемом на корпоративных вечеринках. И одна из таких групп – культовая британская команда «New Order», образовавшаяся на руинах группы «Joy Division».
«Joy Division» с ещё большим на то основанием можно было бы назвать культовой – но даже это не отразит в полной мере всего феномена британских постпанкеров. История её лидера Йена Кёртиса, покончившего с собой в 23 года, слишком известна и трагична, чтоб лишний раз о ней распространяться. Важно другое – просуществовавшая всего ничего и выпустившая только два альбома группа оставила в памяти и жизни целого поколения такой яркий след, что просто так взять и абстрагироваться от неё оставшимся музыкантам «JD» было трудненько.
Они и не смогли этого сделать сразу. Записанный в тоскливом и растерянном безвременье сингл «Ceremony» по стилистике напоминал песни «Joy Division» один в один – разве что без холодного вокала Йена Кёртиса, имитировать который всё равно было бесполезно. Впрочем, вероятней всего, дай Самнеру, Хуку и Моррису чуть больше времени на то, чтобы опомниться и прийти в себя, «Ceremony», возможно, и вовсе не появился бы на свет. Потому что напоминал этот сингл попытку приклеить к календарю давным-давно оторванный лист и уверить всех, что время повернулось вспять. Поэтому то, что «New Order» решили отойти от стилистики великой предшественницы как можно дальше, выглядело и логичным, и просто порядочным.
Вообще, трудно было представить, что Кёртиса, с его неповторимым вокалом и удивительной харизмой, кто-нибудь сможет полноценно заменить в роли фронтмена. Помыкавшись с поиском нового вокалиста, музыканты «New Order» решили не ходить далеко и выдвинуть на вокал Бернарда Самнера, который в «JD» был гитаристом. К слову, Самнер этим предложением был несказанно озадачен, однако против общего мнения группы решил не идти – перефразируя Маяковского, «пришлось петь».
Насколько это решение было удачным, стало ясно не сразу – для этого потребовалось наконец избавиться от пережитков пост-панка в сознании и найти свой собственный новый стиль. Им оказалась странная, очень на тот момент нетипичная танцевальная электроника, чем-то напоминающая опыты немцев из «Kraftwerk» - с чёткими роботоподобными ритмами и отстранённым вокалом Самнера. У Кёртиса, конечно, вокал тоже был холодным, но спутать их манеру было уже невозможно – если у бывшего вокалиста группы через холод, как через заиндевевшее окно, виднелись боль, нерв и вселенская тоска, то бесстрастный голос Самнера будто бы смотрел без лишних эмоций откуда-то сверху, вызывая довольно чёткие ассоциации с набирающим популярность жанром «киберпанк».
Первое время группе, конечно, пришлось нести на плечах тяжкий груз – личность покойного Кёртиса была довлеющим фактором, мешающим воспринимать музыку новой группы в отрыве от этого самого фактора. Однако стоило «Новому Порядку» выпустить первый по-настоящему большой сингл «Blue Monday» - и новый порядок действительно установился: сингл зазвучал из всех утюгов и электрочайников, а многие поклонники-неофиты уже даже и не знали, что «New Order» - это «бывшие кто-кто?».
За тридцать лет жизни группа переживала взлёты и падения, а в 2007-м, после ухода одного из корифеев Питера Хука, и вовсе (вроде бы) распалась – но это было всего лишь вынужденной паузой. В 2011-м «New Order» снова начали концертировать, а в начале сего года даже выпустили новый альбом «Lost Sirens».
30 июня 2013, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3, ст. м. Петроградская
(812) 309-99-22
|