«Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять…» - Д.И. Менделеев
12 архаичных славянских праздников от Осенин до Головосеков, полный спектр человеческих эмоций, танцевальные стили от танго до гопака, дрожь периодической таблицы, химические элементы от гелия до унбибия и неназванное в новом спектакле театра «Провинциальные танцы» в постановке театра «АХЕ».
«Мера тел», жанрово обозначенная как «вольная реконструкция научного озарения» - это первый опыт сотрудничества двух известных театров, работающих в жанре современного танца и перформанса. Спектакль построен на известном рассказе самого Д.И. Менделеева, что после многих лет работы он увидел таблицу во сне, где все элементы выстроились, как нужно. Все происходящее на сцене – и сон, и явь. Танцовщики то похожи на беспокойные мятущиеся молекулы, то на людей, любящих, страдающих и испытывающих целую гамму других эмоций.
Как пишет критик и эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска» (спектакль был номинирован на премию в двух номинациях) Наталья Курюмова о спектакле: «Спектакль насыщен сложно и великолепно двигающимися телами, удивительными предметами, приборами и веществами, которые работают, несмотря на их избыточное количество слаженно и системно – как, собственно, и должна работать таблица Менделеева… Пока же можно констатировать сильное впечатление, произведенное спектаклем в целом, и каждым составляющим его элементом».
«Спектакль «Мера тел» получился в смысловом отношении многослойным. Он, конечно, не только и не столько о том, как рождается научное открытие. Он – о процессе творения, преображения человека Всевышним и попытке его классификации обществом. Он о таинстве создания произведения искусства, о взаимоотношениях автора с Творцом, о его муках, ошибках и открытиях. Но, главное, спектакль – попытка познания действительности, души и тела человека с помощью понятной, существующей системы знаков и кодов.
Как измерить способности тела? Как вообще понять, что заставляет его, тело, танцевать, страдать, любить? Конечно, разобрать! Так же, как мы это делали в детстве, чтобы понять, что находится внутри куклы. Тело состоит из атомов, атомы складываются в молекулы, молекулы в химические элементы той самой таблицы, те, в свою очередь, в цепочки, в структуры и так далее. Если разобрать общество, начальной его частицей будет человек. А если разобрать научное открытие или произведение искусства? Сон или любой другой формат общения с богом. В этом смысле процесс открытия химических элементов и попытка расставить их по местам – это попытка систематизировать, освоить действительность, сделать ее понятной и удобной для использования. Элементы-люди-творческая мысль зачастую движутся по накатанной колее, в рамках шаблона, в пределах своей клетки, в придуманной кем-то таблице.
Закономерность, автоматизм поведения является основой для научного открытия, но делает смешным, а, в конечном счете, трагическим существование человека и творца. Постановщики спектакля – руководители петербургского авангардного театра «АХЕ» Максим Исаев и Павел Семченко физически вовлекают зрителя в эти размышления, раздвигая рамки сценического пространства с помощью дыма, который создает эффект сна или страшного эксперимента, проходящего в зрительном зале» - «КультурМультур»
«Этот спектакль, где на столах дымятся колбы и где танцовщики окунают голоногих девиц стопами в цветные растворы, отчего девицы душераздирающе кричат, менее всего похож на предыдущие спектакли «Провинциальных танцев», что были поставлены Татьяной Багановой – от «Свадебки» до «Сепии». Слишком раздробленная структура, слишком много деталей и деталечек, – и скорее интеллектуальные игры, чем тайная мощь древних обрядов, с которыми любит работать Баганова. Все это не удивительно: «Мера тел» – копродукция «Провинциальных танцев» и Русского инженерного театра «АХЕ»; над спектаклем работали художники (они же режиссеры) Максим Исаев и Павел Семченко. Им, «инженерам», привычна каталогизация, и источник вдохновения для этого спектакля – таблица Менделеева. «Ахейцы» все стараются разнести по клеточкам – народные праздники и танцевальные стили, а также весь спектр человеческих эмоций. Научный, деловитый, очень отстраненный взгляд на человека завораживает, как эксперимент Франкенштейна» - Анна Гордеева
О театре:
Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» образован в 1990 году. За это время в труппе поставлено более 30 спектаклей и программ миниатюр, которые были представлены в 53 городах 19 стран мира и 35 городах России, в том числе – во время гастрольных турне, Днях культуры России за рубежом, на международных театральных, музыкальных и хореографических фестивалях. Четыре раза труппа проходила стажировку на базе American Dance Festival в Дареме (США), где также показывала свои спектакли. Девять спектаклей коллектива становились номинантами Национальной театральной Премии «Золотая Маска». В арсенале коллектива – пять премий «Золотая Маска». Репертуар театра включает в себя авторские постановки Татьяны Багановой и спектакли в постановке лучших российских и зарубежных хореографов и режиссеров. Сегодня в компании более 10 артистов балета, в подготовке которых синтезируются технологии различных танцевальных направлений, включая классический танец, йогу, соматическую работу с телом, а также дисциплины, предоставляющие навыки, необходимые для отдельных проектов (например, акробатика, мастерство сценической речи, вокал).
Продолжительность – 1 час 30 минут.
Режиссеры, художники: Максим Исаев, Павел Семченко (Инженерный театр «АХЕ», Санкт-Петербург). Хореограф: Татьяна Баганова. Композитор: Николай Судник (ZGA). Художник по свету: Вадим Гололобов (Инженерный театр «АХЕ», Санкт-Петербург). Художник по костюмам: Анис Кронидова
В ролях: Владислав Бобрович, Евгений Калачев, Ксения Каплун, Антон Лавров, Светлана Макаренко, Ольга Севостьянова, Алексей Слуцкий, Анастасия Соколова
Александра Столярова, Евгения Турушкина, Татьяна Щипко, Артем Хромых.
Вход: 700-1000 рублей.
30 марта 2016, 20.00
Музей и галереи современного искусства Эрарта
Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, дом 2
(812) 324-08-09
|