Русский рок – это совершенно особый... даже не жанр, а целый мир, со своими собственными законами, обычаями, понятиями, королями, богами и монстрами. Это огромная вселенная, грандиозная по своему объёму, но её, в целом, довольно легко описывать. Именно потому что она подчиняется неким общим законам. И, к примеру, у двух несомненно великих групп – «Алисы» и «ДДТ» – общего, если присмотреться, очень много.
Гораздо трудней, когда имеешь дело с явными аномалиями, такими, как группа выдающегося отечественного музыканта Леонида Фёдорова «Аукцыон». «Аукцыон» феноменален, и не в смысле восторженного «ЧЁРТ-ПОБЕРИ-ВОТ-ЭТО-ГРУППА!», а в значении «нечто уникальное, неповторимое и невоспроизводимое». И это при том, что коллектив Фёдорова как будто обладает всеми характерными чертами и признаками классического русского рока – какой ни возьми, а «Аукцыон» ему вроде бы соответствует. На первый взгляд.
На второй взгляд выясняется, что как раз характерного и типичного в группе Фёдорова очень немного. А если копнуть ещё глубже, то выяснится, что слово «аномалия» – это, применительно к «Аукцыону», ещё очень «приглаженное» определение.
И для того, чтобы стать вот таким, в хорошем смысле, уникумом — Фёдорову и его музыкантам не понадобилось ничего, что бы их по-настоящему ярко выделяло. «Аукцыонисты» не устраивали трэш и угар, не участвовали в политических баталиях (к этому, насколько можно судить, Фёдоров вообще относится индифферентно), не записывали альбомы под названием «Вой сатаны», не впадали в религиозное мессианство и вообще (за исключением, пожалуй, Олега Гаркуши) вели себя на удивление тихо и мирно. Всё, что им потребовалось, чтобы мощно и ровно светить на российском рок-небосводе, – так это умение играть музыку немного «по-другому». Выражаясь словами тех же «ДДТ» – «иначе». (В этом смысле убийственная реплика зрителя после одного из концертов насчёт «дискредитации советского рока» выглядит едва ли не комплиментом). «Аукцыонисты» никогда не стремились захватывать новые музыкальные территории; они, не привлекая к себе особого внимания, тихо, без помпы и пафоса, копали вглубь. И докопались – до статуса одной из самых больших русских рок-групп последних лет тридцати.
Да-да, тридцать, хотя есть какое-то глубокое внутреннее чувство — считать их «молодой группой». В общем-то, этому есть объяснение: взрывная слава пришла к «Аукцыону» где-то году в 2000-м, с выходом хрестоматийного саундтрека к балабановскому «Брату-2», в котором была одна из самых известных песен группы – «Дорога». Тот саундтрек вообще сильно повлиял на судьбы русского рока новой волны, дав пятнадцать минут славы множеству достойных групп. То, как они потом воспользовались этим «звёздным билетом», – вопрос уже другой, равно как и то, нужна ли была самому «Аукцыону» такая популярность: в конце концов, к этому времени группе было уже около двадцати лет, и она уже была вполне себе культовой – пусть в не самых широких кругах, зато уж это были самые настоящие ценители.
Читая интервью с некоторыми нашими рок-музыкантами, иногда начинаешь интенсивно чесать себе затылок, и мысли при этом обуревают трагические: «Неужели вот ОН – автор великого альбома «...» и не менее великого «...»? Да в это поверить невозможно!». Интервью с Фёдоровым (при всей его закрытости и непубличности) оставляют совсем другое чувство. Кажется, что этот невероятно интеллигентный человек с огромной музыкальной эрудированностью знает о музыке вообще всё — и в этой самой музыке для него пределов нет никаких. Фёдорова в дискурсе русского рока рассматривать вообще довольно сложно: он скорее похож на некоего слегка безумного музыкального волшебника, который постиг гармонию во всём её объёме и может создать сложное и глубокое музыкальное полотно одним щелчком пальцев.
Это особенно заметно, когда слушаешь даже не «корневой» «Аукцыон», а всевозможные «побочные проекты» Фёдорова – дискография этих «побочных» настолько обширна, что даже и затрудняешься ответить, какая ветвь его творчества главная. Чего стоит хотя бы монументальный дуэт Леонида и выдающегося джазиста Владимира Волкова: десять пластинок, каждая из которых совершенно не похожа на предыдущую, а все вместе они части великого целого. Тончайшая звукопись, так много взявшая от любимых Фёдоровым «обэриутов» – явление, которому аналогов в нашей музыке, пожалуй, и не подберёшь.
При всём этом, «Аукцыон» – это именно «корни» Фёдорова, это его путёвка в жизнь, и он от группы, конечно, уже неотделим. Когда смотришь на сольные выступления Леонида – так и кажется, что в любой момент на сцену внезапно выйдет Олег Гаркуша (с чем-нибудь совершенно неожиданным в руках) и начнёт витийствовать. Слишком сильно они срослись – интеллигентный человек, который отказывался стать вокалистом из-за того, что стеснялся своей картавости, и эта группа с удивительным и немного хулиганским (на контрасте) «Ы» в середине. Ох уж эта «Ы», выскочившая совершенно неожиданно и сделавшаяся символом одной из самобытнейших групп в русском роке. Кстати, «аукцыонисты» и сами затрудняются сказать – почему «Ы»? Чтоб никто не догадался? Да нет, скорее наоборот — чтобы знали.
30 мая, 20:00
Концертный зал Аврора
Пироговская наб., 5/2 (м. Площадь Ленина)
(812) 907-19-17
|