В российской рок-музыке процесс смены поколений очень символично пришёлся точнёхонько на стык тысячелетий. В этом есть глубокий внутренний смысл: страна из кошмарных 90-х вступала в следующее десятилетие с немалой надеждой на обновление — и отчаянно жаждала новых лиц. Лиц, которые уже не ассоциировались бы с баррикадами, «роком против всего» и потрясающими страну всевозможными бедами.
Конечно, символично — это и есть символично. И старые герои, рок-ветераны, никуда не делись и только упрочили свою популярность; и новые не появились из ниоткуда, а в большинстве случаев начали свои карьеры ещё в 90-х, - так что про какую-то резкую смену поколений говорить вроде бы не приходится.
Тут, однако, совсем как в старом анекдоте, есть нюанс. На слуху у всех эта новая волна стала как-то одномоментно, словно вдруг открыли плотину — и ринулся в замшелую российскую музыку свежий бурный поток, смывая пыль и паутину. В какой-то мере это так и было: ведь большинство этих групп укоренилось в общественном сознании не просто так, по щучьему велению. Этому предшествовало важнейшее событие для нашей музыкальной индустрии — открытие каналов «Муз-ТВ» и особенно «MTV».
Конечно же, не одними телеканалами жив был тогдашний русский рок. Было, например, радио. Но ситуация в отечественном радиовещании была — чёрт ногу сломит: станции меняли концепции, названия, спонсоров, станция, вчера выдававшая в эфир хард-рок, на следующий день могла выйти с шансоном, а ещё через день — с ретро-мелодиями в духе «Танцпрограмма для людей благородного возраста».
Поклонник условного «Радио тынц-дынц» мог нашарить нужную волну только для того, чтоб внезапно обнаружить на ней не менее условное «Радио Умца-Умца» и с проклятиями вырубить приёмник. И хотя крупнейшие радиостанции действительно очень много сделали для раскрытия таланта молодых исполнителей конца 90-х — но это была зыбкая, очень зыбкая почва...
Иное дело музканалы, которые буквально затопили ошалевшего от радости российского зрителя (слушателя) потоком клипов «молодых и дерзких». Дельфин, Юлия Чичерина, «Би-2», «Запрещённые Барабанщики», «Маркшейдер Кунст», «Звери», «Маша и медведи», «Смысловые Галлюцинации» - все эти исполнители очень многим обязаны именно каналу «MTV», на котором их клипы не только презентовались зрителю, но и демонстрировались по несколько раз в сутки.
А одной из самых ярких звёзд этого странного и не во всём оправдавшего авансы поколения «миллениума» была и остаётся голосистая девушка из Татарстана по имени Земфира Рамаза... Да ладно. Без фамилии — всё равно ведь достаточно сказать просто «Земфира», и вам не понадобится фамилия, чтоб понять, о ком идёт речь. Ведь так?
Конечно так — потому что Земфиру с полной уверенностью можно назвать самым мощным, что дала русскому року его женская ипостась. И это при том, что поющие женщины в нашей рок-музыке временами забираются на заоблачную высоту — та же Диана Арбенина и Светлана Сурганова, как Инь и Ян, гарантируют это. Выйдя на большую сцену в 1999-м с прорывным хитом «Ариведерчи», Земфира заявила о себе так, как умела только она — по-маяковски звонко, раскатисто, во весь голос. Ну, то есть, если голос позволяет, то почему бы и нет?
А голос позволял — более одарённой с точки зрения вокала певицы в широкоформатном русском роке ещё не было (Жанна Агузарова — всё-таки немного не тот случай), да и насчёт «потом» можно поспорить. Плюс необычная внешность. Плюс изощрённое тонкое звучание — то, чем наши группы за редким исключением вроде «Аукцыона» и «Мегаполиса», обычно похвастаться не могут.
Плюс абсолютно нестандартные тексты — пожалуй, даже более многозначные, чем абсурдистские припевки группы «Мумий Тролль». Кстати, о «Мумий Тролле» вспомянуто отнюдь не случайно — именно Илья Лагутенко (и это чувствуется) отвечал за звук на первом альбоме 23-летней дебютантки.
Этот самый первый альбом, который так и назывался «Земфира», разлетелся на цитаты, как хорошая книга. «Почему», «Ариведерчи», «Ромашки», «Синоптик» - количество баллистических ракет массового поражения на пластинке превышало все допустимые нормы (кстати, одна из песен с альбома так и называлась «Ракеты» - извините за невольный каламбур). Продажи диска для дебютника неизвестной девочки из провинции были даже какими-то неприличными — включая неизменных пиратов (а куда же без них), счёт шёл на десятки миллионов (!) проданных копий.
Следующий альбом, которого поклонники ждали с затаённой опаской (синдром второго альбома никто не отменял), получился ещё удачней предыдущего. Здесь уже не просто было много «ракет» - суперхитом была едва ли не каждая песня, от лиричнейшей «Прости меня, моя любовь», до вольной «Девочка созрела» и стержневой «Искала» с одним из самых запоминающихся клипов того времени. Альбом стал самым продаваемым в стране, а Земфира — прочно утвердилась в роли самого яркого явления в нашем женском роке.
Да и только ли в женском? Задиристая и лиричная, грубая и женственная, оглушающе громкая и шемяще тихая, Земфира — по-прежнему одна из причин, благодаря которым критиковать нашу музыку совсем не хочется. Если эта музыка ещё способна хоть изредка рождать таких исполнителей — ну что же? Пускай будет.
30 ноября, 20:00
Ледовый дворец
пр. Пятилеток, 1 (м. Проспект Большевиков)
(812) 718-66-20, 718-66-22
|