Русский человек в душе своей нередко тяготеет к чему-то экзотическому,
непривычному, неординарному. А уж если речь заходит о кельтской культуре
— то тут у него сразу же отказывают тормоза и начинается лёгкое
умопомрачение.
Трудно сказать, с чем связано такая огромная популярность в России кельтов и всего, что с ними связано — вроде бы и общих границ у нас с ними никогда не было... Килты мы не носим, вместо лепреконов у нас в сказках Баба Яга, а листок клевера если кого и роднит с ирландцами, то не нас, а белорусов, у которых он тоже есть в государственном гербе.
Тем не менее, процент людей, которые носят одежду из шотландки, слушают «Dropkick Murphys» и празднуют День святого Патрика, у нас весьма высок. Видимо, есть что-то такое в широкой и добродушной кельтской душе, что отзывается в душе уже русского человека ноткой немедленного узнавания. Поэтому культура Шотландии и Ирландии (да даже Уэльса, о котором в принципе мало кто знает) всегда будет у нас неизменно популярной, а кельтская эстетика так и будет заставлять совершенно далёких от спорта людей облачаться в зелёные шарфы и болеть за баскетбольную команду «Бостон Селтикс», хотя ни единого кельта в её составе нет.
Так что, когда мы впервые слышим имя вокалистки группы «Мельница» Натальи О'Шей, — вполне может показаться, что это именно псевдоним, произросший на почве любви и привязанности к кельтской культуре. Тем паче, что и основной сценический псевдоним Натальи — Хелависа — тоже родом «оттуда», с туманного Альбиона: так звали колдунью из «Артурианского эпоса», которая пыталась завлечь в ловушку сэра Ланселота Озерного, а когда не сумела, то тут же с тоски и зачахла.
Однако фамилия О'Шей — это вовсе не оригинальничание и не псевдоним: солистка «Мельницы» действительно носит эту фамилию по мужу, который, как нетрудно догадаться, самый настоящий ирландец. Сама Хелависа, помимо мужниных корней, к Ирландии имеет ещё и то отношение, что вся её «немузыкальная» деятельность связана именно с кельтской культурой: мало того, что её кандидатская работа основана на материале древнеирландского языка, так Наталья ещё и преподавала в престижнейшем Дублинском университете.
Учитывая всё это, было бы даже странно, если б музыка группы «Мельница» не содержала бы очень отчётливого кельтского окраса. Она и содержит, будьте спокойны на этот счёт. Причём речь идёт не только об ирландском, но и шотландском, и даже совсем уж древних гэльских диалектах.
Но не ирландщиной единой жив отечественный фолк-рок! А «Мельница» - это именно широкоформатный, многогранный фолк-проект, найти которому аналог у нас в стране трудновато. Конечно, если выйти за границы родного музыкального пепелища, то на ум в первую очередь придёт группа «Dead Can Dance» - согласитесь, сравнение более чем почётное. У нас же на секунду в голове мелькнёт превосходная готико-неофолковая команда «Theodor Bastard», которая тоже вовсю использует элементы «world music» в сочетании с замечательным женским вокалом (Хелависа и вокалистка «TB» Яна Свева даже внешне чуть-чуть похожи), — но всё-таки «Bastard» совсем «не о том»...
Музыка «Мельницы» действительно намного «ширше», нежели это может показаться человеку, знакомому с группой лишь шапочно: это идеальное воплощение фолковой и этномузыки, охватывающей огромное количество культур: от скандинавской до африканской. В общем, Брайану Ино понравилось бы. И если у обычного человека слово «диджериду» может вызвать священный трепет и желание накатить сто граммов, то для музыкантов «Мельницы» это всего лишь музыкальный инструмент, который использовался в записи песни «Шаман».
Но при всём при этом не следует думать, будто творчество Хелависы, как в составе группы, так и в отдельности — это чистый фолк. Слово «рок» в названии жанра дано не случайно — даже если вы совершенно равнодушны к этнической музыке как таковой, то преспокойно можете воспринимать «Мельницу» как весьма изощрённый рок, щедро расцвеченный и переплетённый фолковыми мотивами. Не нравится вам фолк сам по себе — ну и господь с ним: пускай он станет приправой к основному блюду.
К слову сказать, две разные испостаси Хелависы упомянуты совсем не случайно: Наталья действительно поёт как в составе группы, так и сольно, причём старается эти две стороны своего творчества максимально дистанцировать друг от друга. Это вовсе не значит, что в группе дела у Хелависы идут как-то «не так»: скорей сольные проекты Натальи — это что-то вроде возможности взглянуть на собственное творчество под несколько другим углом.
Первого ноября у Хелависы выходит новая пластинка за пределами «мельничной» дискографии — это её совместная работа с замечательным музыкантом Владимиром Лазерсоном, который уже участвовал в записи раритетного альбома «Мельницы» «Рождественские песни». Лазерсон — выдающийся мультиинструменталист, но в первую очередь он известен, как самый авторитетный, должно быть, российский волынщик.
Соответственно, и общая стилистика альбома будет непременно «кельтоориентированная» ибо где ещё использовать волынки, как не в традиционной кельтской музыке? Альбом будет называться «Новые ботинки», и именно его Хелависа представит на концерте в ККЗ «Космонавт».
31 октября, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|