У нас в стране много таких групп, которые вроде бы ничем не хуже (а с точки зрения некоторых — гораздо лучше) рок-команд первого эшелона. Но, при всех своих достоинствах, эти группы почему-то далеко не так известны. Спроси человека, который что-то там слышал когда-то про русский рок — какие группы он назовёт? Почти наверняка «Кино», «Машину времени», «Аквариум» (скорее всего он вспомнит даже не группы, а фамилии лидеров — Цоя, Макаревича, Гребенщикова, Шевчука и т. д.). Но, скажем, абсолютно уникальную группу «Вежливый отказ» этот человек вспомнит уже вряд ли, а если вы скажете что-то про культовую команду «Мегаполис» – то единственной ассоциацией будет «Это которые «Ландыши» по-немецки про Карла Маркса пели?».
Трудно сказать, почему так получается — возможно, из-за изначальной камерности таких групп как «Аукцыон», «Мегаполис» или «Звуки Му», которые и в «раньшие» времена-то не стремились к тому, чтоб взрывать стадионы, а сейчас стремятся и того меньше. Да и стилистика, прямо скажем, не так — нету у них «гимнов поколения». Они играют на совсем других, более тонких струнах.
А вот про выдающуюся советскую и российскую группу «Крематорий» трудно сказать со всей уверенностью, к какому «лагерю» она относится. За тридцать лет, что прошли с момента её основания, и в концепции группы, и в самом её мировосприятии произошло много изменений, так что можно сказать точно лишь одно: «Крематорий» тридцать лет назад и сейчас – это две совершенно разные группы.
Конечно, тридцатилетие — это срок только условный (простите за невольный каламбур). До того, как начать официальный отсчёт группе, будущее «общество друзей кремации» существовало уже без малого десять лет. Типичная история возникновения советской рок-группы (да и не только советской) — несколько ребят из одной школы решили «рубить рок под «Битлов» и организовались в бэнд по принципу: «На чём умеешь играть? - Да ни на чём, но у меня есть гитара. - Отлично, значит, будешь гитаристом,а ты... А ты вторым гитаристом! - Но у меня-то гитары нет. - Окей, стало быть, будешь барабанить».
Вся эта история началась в 1974-м году, и долгое время группа билась за популярность с такими же школьными бэндами по классической схеме «Круче тот, кто громче играет». До «Крематория» как такового было ещё далеко — группа Армена Григоряна называлась то «Чёрные пятна», то «Атмосферное давление» - это название у группы сохранялось довольно долго, уже когда ребята давно закончили школу, а её состав и сама музыка сильно отличались от первоначального.
Кстати, к тому времени группа уже была настолько солидной, что даже записала свой дебютный магнитоальбом (увы, в единственном экземпляре; сейчас бы это назвали сильно растянутой по времени демо-записью, но в те седые времена сам факт создания настоящего альбома, даже так — НАСТОЯЩЕГО АЛЬБОМА, был чем-то выдающимся. До наших дней этот дебютник, впрочем, не дожил).
По-настоящему дело пошло при поступлении Григоряна в институт, где он и познакомился с таким знаковым для группы человеком, как Виктор Троегубов — без которого привычного нам «Крематория», скорее всего, не существовало бы вовсе. Троегубов быстро сдружился с Арменом и стал участником «Атмосферного давления». К тому времени группа, конечно, уже не «косила» так явно под Битлов, но основу её репертуара всё равно составляли исключительно кавер-версии западных хитов. Это было неплохо для того, чтобы впечатлять однокурсниц, хватало для локальной известности в стенах альма-матер , но категорически не годилось, если группа собиралась стать чем-то большим.
А она, безусловно, стремилась — иначе распалась бы аккурат в момент окончания участниками института. Этого не только не произошло, но и наоборот — в 1983-м году и появилась, собственно, группа «Крематорий». Путь, приведший музыкантов к её появлению, был тернистым. Чтоб заработать на инструменты, Григорян и компания пели... нет, не на корпоративах — это примета нашего времени, но на структурно схожих мероприятиях вроде свадеб и... похорон? - нет, до похорон дело, к счастью, не доходило. Пели Юрия Антонова, «Песняров» и другие песни, которые меньше всего могут ассоциироваться с «Крематорием».
А к тому времени у группы уже начал явственно проявляться свой неповторимый стиль — что редко бывает у столь молодых групп. И вот тогда уже был записан первый полноценный альбом — не тот апокрифический, а настоящий, в котором уже были песни, исполняемые группой и поныне.
Это стало настоящей точкой отсчёта — с этого момента «наш советский колумбарий» стал одной из самых популярных рок-команд восьмидесятых. Уже к 90-м годам состав группы перетасовался весьма изрядно, но Армен Григорян был всегда на своём мрачном посту смотрителя крематория — все тридцать лет без перерывов. За это время сильно менялась стилистика группы (назвать все жанры, в которых за это время переиграла группа, очень сложно — уж больно их много). Не менялась одно — та неуловимая, саркастическая, мрачно- притягательная атмосфера , которая и сделала «Крематорий» не просто «известной» или там «популярной», а по-настоящему культовой группой, отметившей лишь свои первые тридцать лет. Это для рок-группы не возраст.
31 января, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (Технологический институт)
(812) 303-33-33
|