Общее название этих трёх лекций может показаться попросту наглым: как смеет не-архитектор даже пытаться рассуждать о том, что нужно, чтобы стать хорошим архитектором. Но тому есть очень простое оправдание – архитектура, увы и к счастью, не существует для себя самой, и в отличие от живописи, скульптуры или тем более графики не может возникать по воле одного только автора. Ей всегда требуется заказчик – индивидуальный или коллективный. И потребитель её чаще всего бывает коллективным, индивидуальным – реже, ведь даже заказчик частного дома делится восприятием своего здания с друзьями, близкими, ну, если только он не отшельник.
Потому если мы смотрим на архитектуру, то и задумываться можно и нам, а точнее – нужно. В том числе и над тем, что может сделать архитектора настоящим – в сумме разных качеств, или, на крайний случай, в отдельности. А с другой стороны ровно те же качества нужны и тому, кто архитектуру рассматривает и пытается воспринимать. И, что самое главное, они нужны заказчику, ведь как раз без него архитектуры попросту не бывает.
Неутомимый глаз
Очевидно, что только бесконечно пытливое отношение к миру и к архитектуре может развить достойного творца. Любое самоограничение – имеется в виду временные, стилистические или прочие рамки может только сузить знания. Искать везде и всюду – одно из главных кредо архитектора. С другой же стороны, основа основ – классическая архитектура, без неё невозможно никакое развитие пропорционального чувства. Классический строй архитектуры, выросший из культивирования соотношений человеческого тела, остаётся базисной предпосылкой. А тем более в наше время, с его такой характерной зацикленностью на фитнесе и поглощенностью телесностью.
Жизнь с ЛЕГО
Нет никакого сомнения в том, что инженерные открытия XIX-XX веков послужили колоссальным катализатором развития архитектуры и подтолкнули её к массе самых радикальных открытий. Даже те зодчие, что перекладывали техническое воплощение на инженеров-конструкторов, исходили из базисной возможности таких решений. И всё же архитектору стоит постоянно конструировать, хотя бы в голове и задаваться вопросами к тому, что, как и почему возможно и предлагать новые ходы. Вопрос далеко не всегда содержит в себе ответ, но одного без другого не бывает. И даже органическая форма – тот же вопрос, только на другом уровне.
Материал между роскошью и аскезой
Материал стал одним из главных вызовов архитектуре в конце XX-начале XXI веков. Понятно, что и прежде любой качественный зодчий мыслил материально, понятно и то, что реальность ставила свои пределы и ограничения. Но рубеж тысячелетий породил невероятное количество материалов, их сочетаний, взаимодействий и взаимопроникновений. Без них сотни современных шедевров не имели бы никаких шансов возникнуть. И потому ощупывающий взгляд, тактильное чувство в сочетании с бесконечной пытливостью, гармоническим строем и безудержной фантазией инженера – главные импульсы к рождению архитектуры.
Билеты в предпродаже 500, в день мероприятия 700
4, 11 и 18 февраля 2017
Музей современного искусства Эрарта
Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, дом 2
(812) 324-08-09
|