В последние годы в Россию зачастили с визитами западные коллективы, соединяющие джазовую музыку с электронной. У нас уже побывали и «Cinematic Orchestra», и «De-Phazz», и «Parov Stelar Band», и половина клиентов лейбла «Ninja Tune» (кто в теме — тот поймёт), и великий безумец Джон Зорн, и Нене Черри со своими поздними, экспериментальными вещами, и, конечно, обязательные как снег зимой в Мурманске «Massive Attack», которые как флагман натащили за собой кучу даунтемповых и трип-хоповых команд рангом пониже.
Всё это — безусловно, дело очень важное и нужное, потому что у нас в отечестве многие вообще слабо представляют себе, что вот так вот можно делать — выкидывать к дьяволу электрогитару, заменять её саксофоном, вплетать в электронное «тыц-тыц» сэмплы из крутейших джазовых стандартов 50-х годов... Но увы, вместо это наши музыканты чаще всего продолжают сажать проверенные временем алюминиевые огурцы и мучительно размышлять на тему «что такое осень — это лето». Оно, конечно, вещь замечательная, но право же — сколько можно? Из более-менее популярных отечественных коллективов, играющих на этом поле, вспоминаются москвичи «Rekevin», ещё пара-тройка менее известных имён... всё, как говорил принц Гамлет, дальше – тишина.
Так что это замечательно — что зарубежные коллективы такого уровня приезжают к нам и показывают мастер-классы именно в том секторе, который у нас, мягко говоря, не слишком развит. И в этом нет ни грамма низкопоклонства перед Западом. У нас полно замечательной (современной в том числе) музыки, за которую ни перед кем не стыдно — пускай они сами у нас поучатся! Но в том, чтоб творчески перенимать удачный чужой опыт, никогда не было чего-то предосудительного — в конце концов, программы по обмену опытом для этого и созданы, не так ли?
Сейчас трудно вообще сказать, какому из исполнителей впервые пришла в голову такая благодатная идея — смешивать рок, электронику, хип-хоп с джазом и смотреть, что из этого получится. Авторство жанра вообще редко получается установить точно: ну вот кто, например, изобрёл рэп-кор? Сразу записывайте в родоначальники десяток групп, не ошибётесь. Так и здесь — тем более, что искромётную смесь джаза с другими стилями используют множество жанров, каждый из которых зачастую отличается от остальных нюансами. Не всякий человек с ходу сможет отличить эйсид-джаз от, скажем, ню-джаза, не всякий сможет однозначно определить, к какому именно направлению относятся те же «Cinematic Orchestra»; про такие случае принято писать дипломатично – «группа такая-то играет на стыке жанров».
Именно то же самое могут написать в своей автобиографии чудные британцы «Red Snapper», которых в одном провинциальном издании назвали «Красными снайперами», хотя red snapper – это всего лишь кампечинский луциан (что бы это ни значило). Ну а какую, по-вашему, музыку может исполнять коллектив, названный в честь лучепёрой рыбы из отряда окунеобразных? Ждать от них шугейза, русского рока или фьюнерал дума было бы странновато — так что понятно, что они как раз играют на стыке жанров джаза и электроники. Или непонятно? Ладно, связи тут особой и правда нет, ну да и бог с ней: вот некоторые команды и вовсе называются «Cul de Sac», а играют гитарный пост-рок – ничего ведь из этого не следует.
Что играют музыканты «Red Snapper» – без бутылки не разберёшься, и лучше, если в эту бутылку будет налито что-то, сильно стимулирующее восприятие. В пределах одного альбома, да что там — на двух соседних треках лондонцы могут сначала дать образцовой клубной танцевальщины (не «умца-умца», конечно, тут уровень куда выше), а потом нагнать запредельной потусторонней тоски в духе каких-нибудь «Bohren und der club of gore». И всё это — с одинаковым изяществом человека, так ловко научившегося собирать кубик Рубика, что у него вместо скучных одинаковых граней всякий раз получается дивной красоты картинка.
Трио «Red Snapper» зародилось давно, почти что в толкиновскую Первую Эпоху, когда Создатель всего сущего пробуждал к жизни первых эльфов... Короче, в 1993-м году, как раз тогда же примерно появились трип-хоп, даунтемпо и прочие близкородственные жанры. В ту пору появилось много замечательных, а то и великих групп — но лондонцы даже на этом уникальном фоне выделялись. Все тогда кинулись использовать джаз для своих нужд, подрезать ему крылья, сажать живое джазовое звучание в электронную клетку; не так поступил наш «Кампечинский луциан» – британцы пошли «от противного». Их метод заключался в оттенении лёгкой электронной подложкой классических джазовых инструментов – гитары, саксофона, контрабаса. Такие вещи обязательно, просто по закону вселенской справедливости, должны срабатывать – если у авторов руки растут из нужного места; у «Red Snapper» руки росли точно оттуда, откуда надо.
Но «Red Snapper» – это ещё и история удивительного камбэка. Распавшаяся в 2002-м году группа (без скандала; просто музыканты сосредоточились на сольном творчестве) спустя пять лет собралась вновь. Такие реюнионы не всегда удачны... но мы тут вспомним, откуда у британцев растут руки, и поймём, что такая выдающаяся группа, как «Red Snapper» не могла собраться только для того, чтобы «накосить капусты» на паре фестивалей и снова сгинуть. Конечно нет: любой, кто придёт на их концерт сразу поймёт — в такой форме, как сейчас, они не были давненько.
4 ноября, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303- 33- 33
|