Инди-рок – явление настолько многогранное и разностороннее, что это порой играет ему не совсем на руку: дело в том, что рамки жанра настолько размыты, что туда порой запихивают всё, что только можно. Если взять десять произвольных инди-групп и попросить их сыграть по десять песен, то очень скоро выяснится, что одни играют альтернативу, вторые – брит-поп, а третьи и вовсе IDM. И самое забавное, что никакого противоречия здесь нет: всё это действительно будут инди-группы.
Слово «инди» в названии жанра к индийской музыке и Болливуду не имеет никакого отношения, а означает всего-навсего «independent», то есть «независимый». То бишь, изначально имелась в виду практически вся музыка, выпускавшаяся на «немажорных», независимых лейблах звукозаписи. Учитывая, что стилистически инди-рок тяготел к сверхпопулярному тогда брит-попу, нет ничего удивительного, что чаще всего термин можно было услышать в Англии. За океаном, в США, больше было в ходу название «альтернативный рок».
Теперь инди-рок – это огромный музыкальный массив, от обозрения которого у любого здравомыслящего человека заедут шарики за ролики. Что особенно характерно, нынешняя инди-музыка записывается на вполне себе мэйджор-лейблах, так что слово «independent» к ней имеет примерно такое же отношение, какое рык Макса Кавальеры из группы «Soulfly» имеет к арии Ленского. Так что следует признать: инди-музыка не является «независимой» в изначальном понимании этого слова, но, однако же, это устоявшееся обозначение для жанра, в котором, если говорить откровенно, чёрт ногу сломит.
С распространением интернета и хипстерской культуры, феномен инди-музыки, ставшей знаменем «новой интеллигенции», раздулся до таких масштабов, что притянул к себе и множество других стилей – как крупное небесное тело втягивает в свою орбиту те, что поменьше, и поглощает их. Именно поэтому классические американские жанры – гаражный рок, американская альтернатива, колледж-рок – стали со временем рассматриваться именно в контексте инди-культуры. В конце концов даже такие непохожие друг на друга (и крайне далёкие от корневого брит-попа) группы, как нойзеры «Sonic Youth», лоу-рокеры «Morphine» и пост-панки «The Strokes», стали проходить в музыкальных изданиях по разряду инди-рока.
Примерно то же самое можно сказать и о американской группе с длинным и типично американским названием «Black Rebel Motorcycle Club» (далее по тексту – BRMC). Задуманная как группа, возрождающая традиции чисто американских жанров вроде гаражного блюза, а главное – воплощающая эти принципы, команда, как несложно догадаться, сразу же была классифицирована критиками как инди-рок. И то верно: это куда проще, чем писать в графе жанр через «слэш» неудобочитаемое «гаражный рок/нойз-поп/психоделик»…
С другой стороны, если есть группа, к которой термин «independent» применим, так сказать, кармически, то это именно BRMC. Ведь даже само это название взято из культовейшего фильма 50-х годов – «Дикарь» с Марлоном Брандо, а кино это было для своего времени таким же гимном нонконформизма, каким для «нулевых» стал «Бойцовский клуб». Вот и музыку «Мотоциклисты» с самого начала стали исполнять соответствующую – мрачную, с грязным звуком, но исключительно красивую дорожную американу, дышащую пылью скоростных шоссе, запахом бурбона и кукурузных полей и расцвеченную красками заката, который не предвещает ничего хорошего.
К слову сказать, мировыми звёздами первой величины, как те же «The White Stripes», BRMC, в общем-то, не стали: уж больно специфичным был их материал. По своему духу их суровый, со сжатыми зубами и взглядом исподлобья, роуд-рок был близок, пожалуй, к образцам мрачнейших кантри-баллад Джонни Кэша – не его благостного госпела, а жёсткого, как удар в челюсть, тюремного фолка. «Я пристрелил парня в Рино, просто чтобы посмотреть, как он подыхает» - эти слова Кэша из «Folsom Prison Blues» вполне могли бы спеть и калифорнийцы из BRMC.
При всём при этом группа существует уже целых пятнадцать лет и никаких признаков распада не выказывает. Даже радикальных смен состава, которые для рок-групп естественны, в BRMCникогда не было – разве что Лиа Шапиро сменила ударника Ника Джаго. За эти годы группа выпустила семь студийных альбомов (последний совсем свежий – март 2013-го) и несколько «лайвов».
Последнее очень важно – ибо многие фанаты группы утверждают, что «вживую» группа звучит настолько мощно и «драйвово», что даже самые крутые студийные записи не идут с эти ни в какое сравнение. Что ж – тем, кто придёт в сентябре в клуб «А2» на концерт «BRMC», представится прекрасная возможность проверить, действительно ли эти парни (и девушка) в чёрных куртках способны гнать по встречной.
4 сентября, 20:00
Клуб А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|