Пост-рок – это такая странная штука, которую по названию довольно легко спутать с пост-панком. Тем более, что другие жанры с приставкой «пост» как-то особо не дружат: допустим, пост-индастриал – термин довольно узкий и в общем довольно близкий духовно к индастриалу, а про какой-нибудь пост-метал или, прости господи, пост-попсу и вовсе никто и слыхом не слыхивал.
Пост-рок — это значит «после рока», то есть новый жанр, зародившийся как бы с чистого листа и сбросивший старый рок с парохода современности. Ну, то есть, это название предполагает такую трактовку. На самом деле пост-рок сильно отличается от пост-панка, который действительно не имеет с панком практически ничего общего. Преемственность тут видна сразу: это фактически стопроцентный рок, просто очень нестандартный и новаторский. Ну, то есть, был новаторским на момент появления.
Новый жанр зародился этак годах в восьмидесятых (частично и раньше – «Sister Ray» группы «Velvet Underground» вполне тянет на пост-роковую запись с элементами нойза). Он сразу попытался дистанцироваться от классического рока с его хуками, риффами и довольно жёсткими канонами. Пост-рокеры сразу же заявили о себе как о чистых экспериментаторах, которые хотят вдохнуть новую жизнь в слегка застоявшуюся заводь гитарной музыки — и им это даже как будто удалось. Не считая того, что и сам пост-рок довольно быстро оброс такими же чёткими рамками, канонами и берегами.
Найти у пост-рока некие основные маркеры довольно легко. Например, присущая жанру гигантомания и стиль ампир: желательно, чтобы название группы не совсем влезало на компакт-диск (что-то вроде «The Silver Mount Zion Memorial Orchestra & Tra-La-La Band with Choir» – это всё одна группа, да-да). И даже если название самой команды будет аскетичным (как у «Mogwai», скажем), названия песен всё равно будут занимать по три строчки – это уж будьте уверены. То, что в группе должно быть человек пятнадцать, не считая приглашённых музыкантов – это само собой разумеется.
Ещё больше понять принципы жанра помогает пробное прослушивание. Разумеется, никак не скажешь, что если слышал одну группу пост-рока, то слышал их все (этого нельзя сказать даже про песни группы «СерьГа», хотя казалось бы). Нет, у помянутых выше «Mogwai» и «Silver Mt. Zion» общий критерий только один — это без преувеличения великие группы, а с точки зрения музыки там всё очень по-разному. Да что там, даже звучание тех же «Silver Mt. Zion» и «Godspeed you! Black Emperor» прилично отличается – хотя это по сути дела одна и та же группа.
Но общих мест всё-таки у пост-роковых групп довольно много: плотная гитарная «стена звука», композиции, которые больше напоминают эпопеи – одна песня может длиться полчаса, и нередко трудно вообще понять, где кончается один трек и начинается другой – причём в этом нет ровным счётом ничего плохого. А самое главное – это то, что при всей кажущейся импровизационности и даже хаотичности звучания в пост-роке, все музыкальные ходы там просчитаны с чисто математической точностью. Ничего там не делается «просто так»; каждый удар по струнам – это кирпичик в здании высшей гармонии.
Айн момент. Мы сказали - «математической»? Это слово появилось не случайно, потому что существует и вполне себе процветает такой жанр как «мат-рок». И это вовсе не творчество группы «Красная Плесень», как можно подумать – «мат» здесь от слова «математический». Этот жанр тоже прилично завязан на пост-роке (на «last. fm» их обычно указывают в графе «похожие жанры»). Он, конечно, более специфичен – суховат, алгоритмизирован, лишён большей части пост-роковых красивостей и завитушек. Поэтому его главные звёзды больше известны именно в своём пост-роковом амплуа – тем более, что жанры и вправду пограничные. Это, например, гостившие у нас в этом году британцы «65daysofstatic» и их соотечественники со столь же сложносочинённым названием «Maybeshewill».
Группу «Maybeshewill» основали два молодых студента из графства Лестершир в середине нулевых. Что характерно, оба они были гитаристами – а ведь в пост-роке и производных от него гитара занимает важнейшее место. Начальный состав группы, впрочем, ничем не напоминал огромные оркестры других пост-роковых бэндов: это была классическая четвёрка «гитара-другая гитара-бас-ударные».
Но уже первые музыкальные опыты нового коллектива были очень далеки от классического гитарного рока и уж тем более набившего оскомину брит-попа. В ту пору уже даже совершенно хрестоматийные британские рокеры начали активное сближение с электронной музыкой – «Maybeshewill» же окунулись в неё с головой: их первый альбом, сугубо пост-роковый по своему каркасу, нёс влияние и нойза, и шугейза, и IDM, и даже вполне себе краут-рока.
Всё вышеперечисленное группа последовательно развивала и в последующих альбомах: настолько, что уже к третьей-четвёртой пластинке от стартовых позиций отошла очень далеко. Глушить пусть даже подготовленного слушателя сплошной стеной звука – этот принцип остался в ранних девяностых, и теперь так не делают даже самые упорные мастодонты вроде «My Bloody Valentine». «Maybeshewill», как представители более молодого поколения, тем более этого избегают – в плане изощрённости и разнообразности звука они выделяются даже в таком сложном жанре, как мат-рок.
4 сентября, 20:00
Клуб Зал ожидания
наб. Обводного канала, 118 (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 333-10-68
|