Блюз — древнейшее из искусств. Ну хорошо, может, тут мы немного перегибаем палку, но вот то, что он максимально повлиял на развитие ВСЕЙ современной музыки — это бесспорно. Не появись некогда блюз — не появился бы и рок-н-ролл. Не появись рок-н-ролл — не возникло бы рока и современных поп-вариаций.
Короче говоря, то, что изначально было тоскливыми песнями обездоленных негров из южных штатов — со временем стало самым настоящим Большим Взрывом, породившим целую музыкальную вселенную.
В общем-то, учитывая, что рок-музыка стала производной от блюза, было бы очень логично, если б нашёлся человек, который взял и скрестил бы престарелый жанр-патриарх с более молодой и динамичной рок-музыкой. Творческий успех такого проекта был бы несомненным — кто знает, может, сейчас читающий эти строки вдруг щёлкнет пальцами, вскочит с места и побежит в гараж создавать блюз-роковую группу. И в этом он будет прав на все сто!
Что ж, как ни странно это сознавать, но это приходит в голову далеко не всем. То есть, если открыть список блюз-роковых групп, то вроде бы он будет весьма обширным и на любой вкус. Проблема в том, что процентов этак девяносто этих групп к блюзу на самом деле имеют весьма отдалённое отношение. Может быть, какие-то мотивы, манера игры, инструментарий — тут есть что-то общее, но в целом мало у кого возникнет ассоциация с блюзом, когда назовут группу, скажем, «The Doors»: а ведь при внимательном рассмотрении, найти там блюзовые корни не так уж и сложно.
Так что, если приглядеться, то окажется, что совсем немного исполнителей используют в своём рок-н-ролле блюзовые приёмы. Хотя какой роскошный обычно получается результат! Низкий гудящий саунд; «грязноватые» гитары; контрабас или доминирующая бас-гитара; хрипловатый минорный баритон; умные грустные тексты про всяческие жизненные неустройства — всё это стало важнейшими причинами успеха таких разных, в общем-то, исполнителей, как «Morphine» со своим жанром «лоу-рок», как Эрик «Эверласт» Шроуди со своим удивительным сочетанием блюза и хип-хопа, и конечно же, такой глыбы, как Человек-В-Чёрной-Шляпе. Нет, не Михаил Боярский.
Сравнение питерской группы «Billy's Band» и лично её вокалиста Билли Новика с Томом Уэйтсом настолько уже набило оскомину, что больше мы о нём не упомянем ни разу. Если вам, уважаемый читатель, далее по тексту попадётся слово, которое будет начинаться с заглавной буквы «У» – можете смело закрывать страничку. Но закрыть страничку вам не придётся, потому что впадать в банальности и сравнивать Новика с Томом... гм, чуть не подловили, Вэйтсом мы не станем. Билли Новик — это весьма зрелый и состоявшийся артист, и не надо всяких там сравнений.
Хотя понятно, откуда у них растут ноги: пиджак с засученными рукавами, проникновенный надтреснутый баритон, пресловутая ШЛЯПА и, наконец, неофициальный дебютник, чьё название напрямую отсылает к творчеству великого калифорнийского барда. Казалось бы, всё ясно. Но очень сильно ошибутся те, кто решат, будто бы «Billy's Band» – это лишь подражательство, пускай даже ориентированное на очень высокий образец.
Дело в том, что «Billy's Band» не зацикливаются на одном лишь блюз-роке — как на нём не зацикливался, собственно, и старина Том (да, видимо, без сопоставлений здесь всё-таки не обойтись). Но от одного корня эти артисты росли в немного разных направлениях. Если сейчас окинуть взглядом творчество легендарного калифорнийца и сравнить с творчеством Новика – выяснится, что не так уж там много общего. За исключением лёгкой стадии эпигонства в начале карьеры (вестимо...), точек соприкосновения у Новика с «Хрипуном из Лос-Анджелеса» не слишком много.
Новик, создавший свой бэнд в начале нулевых, до этого на профессиональном уровне музыкой не занимался и даже не имел никакого музыкального образования, а был вообще практикующим врачом. Однако любовь к музыке перевесила, а удачные первые экзерсисы придали уверенности в себе. Публикой раннее творчество Новика (он ещё без группы выступал в одном из питерских клубов) было воспринято на ура, так что природный талант смог развиваться в самых благоприятных условиях.
Сначала Новик и его команда промышляли преимущественно кавер-версиями и мелодиями из голливудских саундтреков — собственного авторского материала у них почти не было. Впрочем, через какое-то время Новика это перестало устраивать — и вправду, с такими ингредиентами каши не сваришь! Пришлось добавлять в эту «кашу из топора», как в той сказке, совсем другие составляющие — и уже к середине «нулевых» «Billy's Band» справедливо считался одной из самых самобытных молодых питерских групп.
За эти десять с лишним лет музыке группы дали множество определений — в том числе и сами музыканты постарались. Например, несусветное стилевое обозначение «романтический алкоджаз» – это как раз-таки самопрезентация участников бэнда. Впрочем, разве в названиях дело? Жанры жанрами, а главное всё-таки тут сама музыка. А уж такого музыкального разнообразия, которое предлагает новиковский мини-оркестр, мало кто из наших исполнителей ещё сможет предложить.
4 января 2014, 20:00
Большой зал Филармонии
Михайловская, 2 (м. Невский проспект)
(812) 710 42 57, 710 42 90
|