О курсе
Лекции посвящены традициям изображения обнаженного человеческого тела в разные исторические эпохи от первобытного времени через античность и средневековье до наших дней. Нагота возведена на престол.
Жанр обнаженной натуры — основополагающий компонент произведений мирового искусства, выражающий высшие проявления человеческих эмоций и интеллекта, то есть в образах искусства это становится уже универсальным и вечным средством художественного выражения. Гармония, энергия, экстаз, смирение,пафос, совершенная красота - чувственный язык на котором "говорит" изображение нагого тела.
В данных лекциях тема будет раскрываться с точки зрения философии, социологии и культурологии, подробно иллюстрируясь интересным визуальным рядом.
5 октября. Лекция №1 — Зарождение формы. Первобытная эпоха. Дальнейшее развитие в понимании изображения обнаженного человеческого тела в Крито-Микенской культуре, Древнем Египте. Новое отношение к совершенной красоте, эстетическому идеалу в период Античности (Греция — архаика, эллинизм, Древний Рим). Дуализм Византийского искусства — влияние античной культуры и догматические тенденции раннего христианства.Изменение пропорций тела в эпоху Средневековья. Адам и Ева в Райском саду. Естество и аскетизм Средних веков.
12 октября. Лекция №2 — Ренессанс. Эпоха расцвета гуманистической мысли и великих произведений в мире искусства.Роскошь во всем. Женщина Возрождения преображенная богиня античности. Венера Небесная и Венера Натуралис. Доктрина Нового Академизма. Штудирование обнаженной натуры. 17 век- "перламутровая" красота Рубенсовских женщин и классицистическая строгость и театральность Пуссеновских живописных постановок античных сцен. 18 век- "небесные панорамы" Буше и Ватто.
19 октября. Лекция № 3 — 19 век. Обнаженная натура в живописи и скульптуре от эпохи Ампира до Модерна.Поиск совершенства форм. Уход от идеала к живой натуре. Импрессионистические идеи и их воплощения, холодная красота салонного искусства. Нагота в Русском искусстве- целомудрие и стыдливость.
26 октября. Лекция №4 — Новейшее время. 20-ый век и первая треть 21 века. Революция в искусстве, слом старых представлений об " академической" форме. Зарождается "официальная" доктрина современного искусства. Все началось, как и в древности с обнаженной натуры. Новые средства воплощения формы, новые задачи, новые взгляды. Нагота в изобразительном искусстве Советского периода. Соцреализм и обнаженная натура — слияние традиций академической школы с тенденциями освоения новой формы, ее условной упрощенностью и своеобразным колористическим решением. Отношение к обнаженной натуре современных художников.
О лекторе
Вера Шургая-Верейская — историк искусства, член международной ассоциации искусствоведов и критиков.
Потомственная петербурженка, продолжатель династии известных ученых и художников, окончила Санкт-Петербургскую Академию Художеств, факультет Теории и Истории Искусств. Несколько десятилетий активно занимается выставочной деятельностью (организовала и провела более 200 художественных показов).
Собственные творческие приоритеты — отдельные персоналии, направления и проблемы современного искусства. Публикуется в Петербургских СМИ. Автор многочисленных статей, посвященных творчеству современных художников и выставочным проектам.
Разработала первую авторскую программу для общеобразовательной школы — "Начальное художественное воспитание". Проявляет интерес и к историческим темам, литературе, поэзии, театру и музыке.
Писала художественные сценарии для кино и телевидения. Участник многих художественных и философских проектов. Отмечена почетными грамотами и дипломами. Занимается преподавательской деятельностью.
5-26 октября 2016, 19:00, 4 занятия
|