На свете нет ничего вечного — это довольно избитый трюизм, но факт остаётся фактом. Если же это изречение применить к музыке, то получится что-то вроде «На свете нет ничего вечного кроме группы «Motorhead». Это, в общем, даже не ирония — пройдут столетия, уйдут в небытие целые народы, человечество переселится в полном объёме к Альфе Центавра, наконец, расколется Земля и погаснет Солнце, а на руинах мёртвой планеты величественный усатый старик Ленни Килмистер всё так же будет рубить свой бесхитростный и слегка однообразный, но невероятно драйвовый хэви-метал...
Но если ваша группа называется всё-таки не «Motorhead» – то очень вероятна ситуация, когда она в какой-то момент просто изживёт себя. И это будет связано не с какими-то скандалами, громкими разрывами и прочими катаклизмами, на которые падка жёлтая пресса.
Всё будет гораздо проще: скажем, один из участников группы хочет петь корневую блюзовую американу, а другие — вычурный арт-рок в лучших традициях ранних «Genesis». Казалось бы, ничего сложного – пусть любитель блюза основывает собственную группу, а остальные играют арт-рок. Ан нет: оказывается, в некоторых случаях это невозможно. Слишком глубоки связи между членами группы (в том числе и семейные — как у братьев Галлахер из «Oasis», например), слишком трудно заменить ушедшего. Проще создать новую группу, как поступили, скажем, «Rage Against the Machine» после ухода неистового Зака де ла Рохи – хоть костяк остался прежним, но новую окрошку на старой закваске сделать уже было нельзя, и группа «Audioslave» уже ничем не напоминала прежних «RATM»...
Семейные связи мы в прошлом абзаце затронули не случайно: потому что даже они не уберегли от распада великую российскую рок-группу «Агата Кристи», которая дала свой последний концерт в 2010-м году и величаво потонула, как гордый «Варяг» – такого красивого крушения в отечественной рок-музыке не было уже давно.
Хотя, казалось бы, что может быть уж такого радикально разного между двумя родными братьями — основателями группы Вадимом им Глебом Самойловыми? Они не разругались в пух и прах, как те же Галлахеры, у них не было катастрофических расхождений в том, какую музыку нужно играть, не было ссор (по крайней мере, видимых) на тему, кто в группе должен быть «альфа-догом» – так в чём же дело?
На своём последнем (и удивительно мощном) альбоме «Эпилог» братья решили наглядно показать — в чём таки дело. Альбом был построен по хитрой схеме, когда песни Глеба строго чередовались с песнями Вадима, который чуть ли не в первый раз за двадцать лет получил возможность показать себя как сонграйтер. Как выяснилось, сонграйтером он оказался сильным — предпочтение кому-то из братьев отдать трудно. Но это мы говорим только об уровне песен — что же касается их настроения, то тут есть чёткая черта. В астрономии это называется «терминатор» – линия, которая отделяет освещённую сторону планеты от тёмной стороны. На «Эпилоге» терминатор был прочерчен с предельной чёткостью: печальные, но с проблесками света и сдержанным оптимизмом песни Вадима очень явно контрастировали с номерами Глеба — где-то надрывно-чернющими, в духе мрачнейшей ранней «Агаты», где-то намеренно равнодушными, в духе «Ну и чёрт с ним со всем».
Пластинка «Эпилог», в общем, задала ориентиры, расставила некие хэштеги, показав, в какую примерно сторону будут двигаться оба музыканта после конца «Агаты». В случае Глеба хэштегами были #Готика, #ДепрессивныйРок, #СамыеМрачныеПесниПрямоСейчас. Это, конечно, звучало круто, но были и серьёзные опасения. Вроде как принцип «Тех же щей, да погуще влей» – модель беспроигрышная, с другой стороны, она больше подходит для королей танцполов 80-х, которые когда-то потрясали мир, а теперь преимущественно ездят по ретро-корпоративам «По волнам нашей памяти». Для мозгового центра великой рок-группы это как-то... не комильфо. Не к лицу, не по статусу.
Впрочем, насколько оправданными были те опасения? В конце концов, пусть Глеб Самойлов и собирается отмечать звучащую очень официозно и помпезно дату «25 лет творческой деятельности», но не стоит забывать, что он и начал-то эту деятельность, когда ему было в районе двадцати. Так что думать, будто находящийся в самом расцвете сил музыкант способен только на посторение старых трюков, было бы как-то даже унизительно.
И первым же альбомом в составе группы с малость пародийным названием «Глеб Самойлоff & the Matrixx» бывший фронтмен «агаты» доказал — никуда его творческий запал не делся, а ещё и обогатился мощным полемическим. Принцип «и нашим, и вашим» в музыке работает редко, но Глебу удалось соблюсти очень выверенный баланс. С одной стороны, он не пытался демонстрировать «Большую «Агату Кристи», чем сама «Агата Кристи», с другой — олдовым фанатам «АК» его новая музыка не ударила по ушам чем-то радикально новым и непривычным. Угодить, по большому счёту, удалось всем.
Последний альбом Глеба, концептуальная пластинка «Живые, но мёртвые», вышел меньше года назад, а вот следующую нужно ожидать уже только в 2015-м — впрочем, материала с трёх уже записанных альбомов вполне хватает, чтобы ни один концерт «The Matrixx» не был похож на другой — и это даже без эксплуатирования старых «Агатовских» хитов.
5 августа, 20:00
Клуб Зал ожидания
наб. Обводного канала, 118 (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 333-10-68
|