Музыку в стиле «метал» часто представляют себе немножко в искажённом свете: дескать, это волосатые монстры, которые хриплыми голосами что-то неразборчиво орут под громыхающую музыку про смерть, демонов и маньяков. Да и вообще, музыкой то, что они играют, назвать сложно – скорее, это какая-то безумная какофония, которая, если выкрутить громкость до максимума, вполне подойдёт для сноса домов и пыток террористов (последнее, внезапно, даже не шутка).
Конечно, это всё к реальности имеет отдалённое отношение. Точнее, это правда, но не вся. Дело в том, что метал — он ведь очень разнообразен, и вот так просто делать выводы по одной маленькой его части — это всё равно что зайти в бизнес-центр, увидеть на входе дяденьку с ксероксом и решить на этом основании, будто все фирмы в здании занимаются только копировальными услугами.
Ведь есть же, к примеру, симфоник-метал – и о каких «волосатых чудищах™» и антимузыке может идти речь, когда там чаще всего хрупкие бледные красавицы поют оперным контральто под музыку, какую мог бы написать Григ, живи он в наше время. Так что это всего лишь стереотип – и не более.
Но стереотип ведь не появляется сам по себе – у любых, даже самых дурацких штампов есть некий первоисточник. То есть, как говорится, нет дыма без огня. И в случае с металом это, в общем, тоже верно. Так что и основания воспринимать металлическую музыку как брутальное рубилово страшноватых и диковатых людей в коже и бородах тоже есть. Пусть не всю, пусть это только её часть, но она есть и занимает в метале очень важное и почётное место.
И пошло это, разумеется, не от классического хэви-метал – интеллигентного Роберта Планта и даже внешне устрашающего Оззи Осборна брутальными чудищами никак не назовёшь. Именно зверски-рычащий подвид металлической музыки имеет совсем другие истоки – это трэш-метал, который и породил большинство ныне существующих экстремальных видов метала.
И даже это ещё не совсем точно. Ведь трэш-метал (от английского «to thrash» – «колотить, крушить») – это тоже не одна группа, и даже внутри жанра эти группы очень разнятся по своей стилистике. Взять, например, знаменитую «Metallica» – наверное, самую известную группу жанра. Ведь «Метла» уже давно не воспринимается, как чистая трэш-группа – пускай она и сделала для развития и популярности жанра больше, чем кто-либо. Но Хэтфилд и компания, играющие с симфоническим оркестром и поющие пронзительные баллады вроде «Nothing else matters», под которые весь зал в едином порыве размахивает зажигалками – как-то это не очень брутальненько, не так ли?
А вот когда лысый мужик под центнер весом с хитро завитой бородищей и татуировкой на лысом черепе действительно рубит по гитаре и рычит так, как будто пытается вызвать адские легионы для окончательного очищения планеты от органической жизни – вот это уже настоящая брутальность, это экстрим, это и есть то самое «to thrash». И с этим делом вот уже более тридцати лет превосходно справляется великая американская трэш-группа «Slayer».
Основанная в 1981-м году группа настолько влиятельна, что её обычно включают в «Великую четвёрку трэш-метала» вторым номером сразу вслед за «Металликой». И то в основном потому, что «Металлика» безумно популярна даже у тех любителей рока, которые вообще слабо себе представляют, к какому стилю она относится; если же говорить собственно про трэш как жанр, то заслуг в его развитии у «Slayer» как бы не больше.
Музыка калифорнийцев – это, конечно, штука экстремальная, в сравнении с которой даже самые жёсткие риффы Хэтфилда и К кажутся такими же тяжёлыми, как женский хор монастыря кармелиток. По сути, именно «Slayer» задали вектор развития для всего экстремального метала и вообще доказали, что это направление даже не то что коммерчески перспективно, а в принципе возможно. Сверхбыстрый темп, пение яростным гроулом, пулемётная скорость ударов по бочке, дикие и свирепые тексты мрачной и отталкивающей тематики, которые трудно разобрать из-за специфической манеры пения, а когда разберёшь-таки – понимаешь, что лучше бы и не разбирал вовсе... Что? Такое никто не будет слушать? Дичь, ад и чад кутежа, например? Отлично, давайте сыграем!
Сыграли – и выяснилось, что всё вышеперечисленное пришлось очень по вкусу американской публике, подуставшей от академического британского хэви-метал. Тем более, свежезародившийся жанр и его громыхающие пророки в лице «Slayer» были тем и хороши, что градус безумия можно было повышать, по сути, бесконечно — делая музыку ещё быстрее, тяжелее, громче и брутальнее; но верно было и обратное – привыкшую к грохоту и канонаде суровых трэшерских риффов аудиторию можно было оглушить неожиданно мягким и мелодичным звучанием, что «Slayer» несколько раз с полным успехом и проделывал.
На протяжении всех тридцати с лишним лет своей жизни американские металлисты играли почти без изменений в составе (только барабанщика Дейва Ломбардо из первоначального ростера группы сменил через десять лет Пол Бостаф). Но в прошлом году группу постигла тяжелейшая утрата — не дожив до пятидесяти, скончался её основатель Джефф Ханнеман. Но то, что нас не убивает, делает нас сильнее – и суровые сплочённые демонологи из «Slayer» доказывают делом, что группа жива, пока жив хотя бы один её участник.
5 августа, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|