У нас на родине принято называть 90-е годы «лихими», «переломными», «бурными» - в общем, придумайте любое сходное по смыслу прилагательное, и окажется, что оно непременно уже было использовано. Если мы затеем исследование более научное и углублённое, то в ход пойдут страшные выражения вроде «дискурсов» и «смены парадигм». Всё это вещи довольно-таки известные, многократно описанные и сказать тут вкратце что-то новое достаточно трудно.
Однако в девяностые похожие процессы происходили не только в политическом и мировоззренческом устройстве нашей многострадальной державы. Всё то же самое можно говорить и о мировой, особенно американской, музыке, где гедонистическое диско и классический рок немного убились головой о стену общественного разочарования и уступили место новому течению рассерженных молодых людей в клетчатых рубашках. Их мрачная, тяжёлая, лишённая возвышенного металлического пафоса музыка именовалась гранжем.
В те годы бытовала поговорка, что какую рок-группу ни возьми – она обязательно будет родом из Сиэтла. Это, конечно, поэтическое преувеличение, но точно одно – гранж задавал тон всей американской рок-музыке в начале десятилетия, а самому гранжу тон задавали сиэтльские команды. Такие великие группы как «Soundgarden», «Alice in Chains», «Pearl Jam» и (пожалуй, в первую очередь) культовая «Nirvana» просто взяли и стальной рукой повернули американский рок того времени в своё русло. Поразительно, но все эти группы действительно зародились или в Сиэтле, или, как в случае той же «Нирваны», в близлежащих городишках штата Вашингтон; все они выступали на одних и тех же площадках, и именно поэтому типичное гранжевое звучание зачастую именуют «сиэтльским саундом».
Конечно, столь мощно заявивший о себе стиль не мог долго ограничиваться столь узкими территориальными рамками. И поэтому вскоре гранжевая волна, зародившаяся на тихоокеанском побережье, вскоре захлестнула собой всю Америку. Гранжевые группы, тогда ещё не очень хорошо и представляющие, что же они собираются играть, начали появляться и в Новой Англии, и во Флориде, и в «царстве реднеков» к югу от линии Мейсона-Диксона. Далеко не все они добились признания, а некоторые, начав с гранжевого звучания, позже становились по-настоящему известными в других направлениях. Примерно такая же история и произошла с одной из самых успешных, интересных и влиятельных американских групп последних двадцати лет – командой из Чикаго, штат Иллинойс, с психоделическим названием «Smashing Pumpkins».
Харизматический и тогда ещё длинноволосый (вполне в духе гранжа) вокалист Билли Корган собрал группу в конце 80-х, когда новый жанр ещё не вполне оформился, да и Сиэтла до Чикаго – ехать и ехать. Поэтому говорить о каких-то гранжевых мотивах в творчестве тогдашних «Тыкв» совершенно не приходилось – играли они мрачный и довольно вторичный готический пост-панк в фарватере «The Cure». Изменила всё, как это нередко бывает, одна деталь – приглашение в группу нового ударника. Джим Чемберлен настолько жёстко, мощно и ритмично колошматил по своим ударным, что это изменило звучание группы коренным образом – Корган умело подстроился под свою новую «ударную жемчужину», и звук «Тыкв» стал острым, грязным и по-настоящему хардкорным, не потеряв при этом свою мелодичность. То есть вполне соответствовал заветам корифеев гранжа (о которых сам Корган, возможно, тогда и слыхом не слыхивал).
Первый альбом группы, «Gich», вышел в 1991-м и большого успеха не имел – группа была довольно слабо раскручена, а на чикагской рок-сцене недостатка в молодых командах не ощущалась. К тому же, на дебютнике стиль группы ещё не был выработан. Зато вот второй альбом, «Siamese Dream», был выпущен как раз в эпоху расцвета «сиэтльского саунда» – и хотя Корган яростно открещивался от принадлежности «Тыкв» к гранж-волне, музыкальные критики однозначно причислили группу к столпам жанра.
А потом появилась по-настоящему великая пластинка – двухчасовая «Mellon Collie and the Infinite Sadness», окончательно закрепившая «Тыкв» в статусе одной из лучших групп современности. Стимпанковый клип «Tonight, tonight» с бритоголовым Корганом в цилиндре и полётом на Луну помнит, наверное, всякий, кто смотрел в 90-е телевизор. Но эта же пластинка стала и своеобразным рубежом – после неё группа изменилась разительно: Коргану стало неинтересно играть стандартный гитарный рок. Гранж отходил в прошлое, и Билли, со своим великолепным музыкальным чутьём, был одним из первых, кто это понял.
На рубеже веков группа переживала тяжёлые времена – в том числе полный и, как казалось, окончательный распад в 2000-м году. Однако Корган не зря сказал как-то, что у него в венах течёт тыквенный сок – уже в 2005-м году произошёл реюнион «Тыкв». И это не было кратковременным воссоединением – группа активно гастролирует и записала уже два студийных альбома, последний из которых, «Oceania», вышел в прошлом году.
5 августа, 20:00
Клуб А2
Просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|