В конце 70-х и начале 80-х зародилось огромное количество новых музыкальных стилей: что в поп-музыке, что в роке, что в совершенно новых областях. Взорвался сверхновой звездой и потух классический панк. Делало первые, ещё робкие шаги гедонистическое диско. Рэп начал потихоньку выходить из своего гетто, а металл уже готовился к распадению на сотни и тысячи совершенно независимых вариаций — от дэта до симфоника. А в мрачных лабораториях британских музыкальных Франкенштейнов вызревал жанр, которому суждено было обрести сотни тысяч не менее мрачных поклонников — готик-рок.
Вообще, корни готической музыки следует искать ни в коем случае не в романах Анны Рэдклифф, не в фильмах Мурнау, не в готической архитектуре и даже не в древнегерманских племенах готов, которые сами по себе были парнями куда как простецкими. Истоки готик-рока таятся в сумеречных дебрях жанра пост-панк, который к началу восьмидесятых был на гребне волны.
Причины такой популярности пост-панка — в кратковременном, но очень ярком расцвете великой манчестерской группы «Joy Division»: просуществовала она всего ничего, каких-то года три, пока её лидер Йен Кёртис не свёл счёты с жизнью в 23 года. При всей трагичности этого поступка, он удивительно логично рифмовался с самой сущностью, «сердцевиной» той музыки, которую исполняли британцы — надрывно-депрессивной по сути, холодно-отстранённой и жёсткой по форме. Именно это и позволяет назвать «Joy Division» фактически предтечей готик-рока, хотя и сам термин, и более-менее подходившие под него группы существовали и раньше.
В общем-то, если копнуть глубже, то выяснится, что и «Joy Division» здесь были не совсем чтобы новаторами — в конце концов, подобную тематику десятилетием раньше открыли своим первым альбомом «Velvet Underground», которых называют «готик-роком до появления готик-рока». Но выяснять, кому таки должно принадлежать право первородства, а кому чечевичная похлёбка — это задача культурологов; для фанатов жанра всё же важней не «кто был первым», а «кто был лучшим».
Здесь опять же может начаться серьёзное побоище. Кто-то скажет, что главная группа в жанре — это «The Cure», кто-то — что «Sisters of Mersy», кто-то вспомнит Сьюзи Сью... Новсе эти исполнители, пускай выдающиеся, к чистой готике всё же относятся со скрипом, это скорей продукты синтеза жанров. А вот суровая британская (опять-таки) группа «Bauhaus» вполне может быть зачислена в эталоны жанра и отправлена в Палату мер и весов как образец «сферической готики в вакууме».
Конечно, тут вообще нужно понять — что это такое сферическая готика в вакууме, и почему, например, те же «Cure» - это не чистый готик-рок, а пользующийся примерно теми же антуражными «примочками» «Bauhaus» – чистый. Дело ли тут в нарочитой холодности звучания, стопроцентно, без примесей готической тематике текстов и общей атмосфере ледяного кошмара — но «Bauhaus» действительно чаще всего называют квинтэссенцией жанра, ну, а «Cure», при всём сходстве, — это всё-таки пост-панк . Да что там, если уж в жанр записывали Ника Кейва и его «Bad Seeds», то группа Питера Мёрфи совершенно точно должна быть на вершине, потому что все атрибуты готик-стиля она содержит в убойной концентрации.
Создавалась группа практически в одно время с «Joy Division», и, хотя в стилистике коллективов было немало общего, команда Йена Кёртиса созрела как-то быстрей — и взрывной славы достигла раньше. Музыканты «Bauhaus» же довольно долгое время искали своё лицо, пробуясь в очень разных жанрах — от панка до глэм-рока (вообще, влияние Дэвида Боуи на тогдашнюю английскую музыку было так велико, что трудно вообще найти группу, которая бы не отдала дань глэму).
Как ни странно, это как раз повлияло на творчество Мёрфи сотоварищи весьма положительным образом — с точки зрения богатства музыкальных приёмов «Bauhaus» выглядит явно впереди даже великих соотечественников «Joy Division», не говоря уж о группах масштабом пониже. В свои лучшие годы, до первого распада (а он был не последним), группа демонстрировала, что ей вполне под силу запрячь в телегу готик-рока и коня хеви-метал, и трепетную лань глэма, и ещё лебедя, рака и щуку других жанров. Неплохо для группы, чей вокалист никогда не только не пел до этого в группе, но и в принципе не помышлял о музыкальной деятельности.
Да что там, он и петь-то не умел! Участники группы выбрали Мёрфи не столько в качестве вокалиста, сколько в качестве фронтмена в прямом смысле слова — человека, который будет красиво стоять на сцене в чёрном готическом наряде с выбеленным лицом и подведёнными глазами, изображая из себя нечто среднее между вампиром Лестатом и персонажем Дэвида Боуи из фильма «Голод». Кстати, именно в этом фильме прозвучала, наверное, самая известная песня группы «Bauhaus» - культовая «Bela Lugosi's Dead».
Выяснилось, однако, что у внушительной декорации оказался великолепный голос — мрачный отстранённый баритон, который как нельзя лучше подходил к манере группы. Так готик-рок обрёл одного изглавных своих певцов; так и получилось, что сама по себе «Bauhaus» давно уже не существует, а Питер Мёрфи всё так же — поёт холодные красивые готические песни и смотрит в зал усталым и алчущим крови взглядом.
5 декабря, 20:00
Клуб Зал ожидания
наб. Обводного канала, 118, ТРК «Варшавский экспресс» (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 333-10-68, 777-05-05
|