Старый, помятый... нет уж, извините за выражение, «покоцанный» кабриолет с симпатичной блондинкой за рулём, несущийся по хайвею, - не сюжет ли это клипа «Кабриолет» Любови Успенской? Не совсем, хотя одно верно — это действительно сюжет клипа, и если вы его в своё время не видели, то, вероятно, совсем не интересовались музыкой и не смотрели канал «MTV». Канал этот только-только пришёл в Россию, и если б не такие клипы — мощные, запоминающиеся, провокационные, то и обороты ему пришлось бы набирать гораздо дольше.
А клип действительно получился крайне провокационным — настолько, что далеко не во всех странах его вообще решились показать, а там, где решились, зачастую «зацензуривали» его до полной неузнаваемости. Нам, в России, эти западные заморочки, впрочем, были неведомы: здесь преспокойно показывали даже намертво запрещённые во всём мире видео вроде «Smack my bitch up» группы «Prodigy». Поэтому группа «The Cardigans» у нас прославилась именно благодаря этому клипу — хотя во всём мире она к 1999-му году уже была вполне популярна.
Забавно, что этот ударный хит с альбома «Gran Turismo» создал у российских меломанов несколько превратное представление о группе — многие сочли её альтернативным роком вроде «Guano Apes». И уже следующий клип, появившийся на российском телевидении, «Erase/Rewind» с эротичным мурлыканьем солистки Нины Перссон (той самой блондинки в кабриолете), вызвал в народе резонное недоумение. Укоренилось оно после третьего видео — тревожно-прекрасного «Hanging Around». Ни на какой экстремальный рок они не были похожи даже приблизительно — так какую же музыку они, шьорт побьери, играют?
Надо сказать, впрочем, что этот вопрос занимал далеко не только российских слушателей. На Западе (обобщённом Западе; понятно, что и сами «Кардиганы» родом оттуда) группу заметили в первую очередь после сладкого до ломоты в зубах хита «Lovefool», включённого Базом Лурманом в саундтрек к его вольной экранизации «Ромео и Джульетты». Песня эта была с альбома 1996-го года «First Band of the Moon», и от всего остального альбома отличалась весьма существенно — так, что никакого представления о пластинке по этому синглу составить было невозможно. Так что те, кто напевал привязчивое «Love me, love me, say that you love me» и считал «Cardigans» обычной шведской поп-группой стандартного формата Евровидения — эти люди пропускали мимо себя творчество одной из самых интересных и необычных европейских рок-групп 90-х.
Удивляться тут, впрочем, особо нечему: если заговорить в те годы с кем-нибудь о шведской музыке (не касаясь, конечно, Великой Матери в лице группы «ABBA»), то можно было клещами вытянуть из человека парочку названий из волны шведского евродэнса, затопившего музыкальное пространство Европы 90-х. Конечно, вы все помните эти названия: «Army of Lovers», «Vacuum», «E-Type», «Ace of Bace»... Те, кто любил музыку потяжелей, вспоминали представителей такого специфического направления, как скандинавский метал - «Opeth», «Sabaton» и иже с ними. Собственно, всё.
Поэтому ничего странного нет в том, что до 1996-го года и того самого «Lovefool» о группе за пределами Швеции никто слыхом не слыхивал — хотя к тому времени она существовала уже больше четырёх лет и записала два вполне интересных и самобытных альбома. После прорывного третьего альбома эти две пластинки тоже оценили по достоинству — хотя они этого явно заслуживали и в те годы, когда выходили. Но это история частая — как в случае с Томом Стоппардом, который смог издать свои блестящие ранние пьесы только после оглушительного успеха «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
А потом был 1998-й год и блистательный, ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени альбом «Gran Turismo», где хит на хите сидел и хитом погонял — от жёсткого «My Favorite Game» до тягучего «Starter». Группе удалось сотворить безукоризненную пластинку без единого провисания, без единой лишней песни, которую можно было бы выкинуть и альбом бы от этого ничего не потерял. В «Gran Turismo» всё было на месте. А стильные клипы по-прежнему заставляют вздохнуть: «Эх, и почему же сейчас так не снимают?». И это не старческое брюзжание — те видео, особенно локомотивный ролик «My Favorite Game», и впрямь входят в категорию «хранить вечно».
«Gran Turismo» получился на самом деле крайне успешным. Это не субъективная оценка: что может быть объективней трёх миллионов проданных дисков по всему миру? И, как это бывает в таких случаях, за катарсисом последовало некоторое опустошение — группа пропала с радаров надолго. Следующий альбом шведы выпустили только в 2003-м году, ещё через пару лет — последний альбом «Super Extra Gravity», после чего под маркой «Cardigans» вышел только традиционный сборник «The Best».
Это, впрочем, совершенно не означает, что шведам нечего исполнять на концертах. Только платиновый диптих «First Band of the Moon»/«Gran Turismo» может составить основу отличной концертной программы. А ведь помимо этого есть ещё четыре студийных альбома, куча би-сайдов и неизданных треков, да и своё сольное творчество Нина Перссон в составе группы тоже исполняет. Так что пришедшим на концерт шведов не стоит волноваться — выступление коротким не будет.
5 декабря, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|