Достоевский - депрессивный писатель, для многих это совершенно очевидно. И от дня его чествования ожидаешь эксцентричности, экстравагантности, интеллектуальности, религиозности, в конце концов. Но точно не веселья.
Праздник 5 июля оказался полон удивительной доброты, юмора и молодого задора, потрясающей искренности. Вообще Петербург Достоевского - маршруты, музей, мемориальные места, в значительной степени существуют благодаря инициативам самих петербуржцев.
Дело в том, что В.И. Ленин высказывался о творчестве писателя резко отрицательно, поэтому власти не слишком поддерживали идею увековечивания его памяти. Так, например, дом, в котором создавался роман "Бедные люди" на Владимирском, 11, был почти разрушен в конце 1980-х, но, благодаря активному вниманию общественности, сохранен и отреставрирован. Станция метро "Достоевская" изначально называлась "Владимирская-2". Музей на углу ул. Достоевского и Кузнечного переулка существует лишь с 1971 года, и значительную часто его коллекции составляют дары поклонников творчества писателя.
В Кузнечном переулке и разворачивалось основное действие Дня Достоевского. Организаторы - студенты, актеры петербургских театров и волонтеры, которые делились своими знаниями и вдохновением, ликовали, встречая начитанного слушателя, с упоением приобщали к сакральному непосвященных. Улыбчивые девушки с зелеными шариками, зацепив внимание гуляющих, тут же сбивали их в группки и отправляли на экскурсию по маршруту Владимирский-Фонтанка-Невский. К памятнику приносили цветы, а рядом с ним расположился балаган "Крокодил".
В центре Кузнечного было не пройти - на возведенном под окнами квартиры писателя помосте показывали театральные миниатюры. Однако одним переулком дело не ограничилось: празднование шло по всему городу. Библиотека им. Маяковского и Фонтанный дом Анны Ахматовой, музеи Разночинный Петербург и Истории Религии, Некрополь в Александро-Невской лавре, площадь Кулибина, сквер А.С. Пушкина, кинотеатра "Спартак" и Таврический сад стали единой сценой для этого удивительного действа. Творили на все лады, от мастер-классов, лекций и художественных мастерских до чтения монологов и живой классической музыки.
И после всего этого шквала эмоций, после иронии, сарказма, смешных, неприятных, а иногда даже чудовищных персонажей. После разговоров о том, что переживал писатель накануне своей казни. После вызывающего головокружение монолога Раскольникова, только что совершившего убийство. Остается, как это ни странно, ощущение любви и света. И понимание того, что "вечно живой" - это не только клише.
|